Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Большой вклад в развитие советской теории игр внесла Н.К.
Крупская. Она написала, «игра для них – учеба, игра для них – труд , игра для них- серьезная форма воспитания»
Игра для дошкольников – способ познания окружающей среды. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения, числовые отношения, изучают растения, животных. В игре ребенок учится физически преодолевать трудности. У него проявляется смекалка, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая помогает детям узнать жизнь, узнать самих себе.
К дидактическим играм предъявляются большие требования: «При помощи игр, в частности дидактических, воспитатель проводит сенсорное обучение детей, развивает познавательные процессы. Он использует игру как средство развитие мышления, памяти, расширение и закрепление представлений о окружающей жизни».
В теории и практике дошкольного образования выделяются следующие классификация дидактических игр:
а) игрушками и предметами;
б) настольные и печатные;
в) словесный.
Характерной чертой дидактических игр является то, что они созданы с целью обучения и воспитания детей. Однако созданный в дидактических целях они остаются играми. Ребенок в этих играх привлекает в первую очередь игровая ситуация и присоединившись к игре, она незримо решает для себя дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра также включает в себя несколько элементов а именно: дидактическое задание, содержание, правила и игровые действия.
Основной элемент дидактической игры – дидактическая задача. Все остальные элементы подпадают под эту задачу и обеспечивают ее производительность.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них интересует детей, то обнаружится, что детей интересует прежде всего действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовольствия. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму,
решается ребенком более успешно, поскольку его внимание прежде всего направлено на развертывание игры действия и соблюдение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения оно выполняет дидактическую задачу.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила взаимосвязаны.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять приобретенные знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные мыслительные процессы и приносят эмоциональную радость детям.
Дидактические игры воздействуют эстетическому воспитанию, развитию творческой фантазии, яркой передачи образа.
Дидактические игры -незаменимое средство обучения детей
преодолению различных трудностей в умственной и нравственной деятельности. Этот игры таят в себе большие возможности и воспитательного возведения на детей
дошкольного возраста.
Рекомендуемая литература
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. –М., 1981.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1983.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»
Дошкольное воспитание. – 1986. – № 8. – С. 6 – 8. Михайлова З.А.
Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985.
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М., 1986.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
Статья взята с сайта http://elib.bspu.by