История простого карандаша.
-
Мы так привыкли пользоваться карандашом, что трудно даже представить себе, как могли обходиться без него. Теперь карандаш, вошел в такое все общее употребление, что обойтись без него было бы очень трудно.
Карандаш имеет свою историю.
Некоторое подобие карандаша было у древних римлян, это заостренные палочки, которыми они писали на вощеных дощечках. Потом с течением некоторого времени, вместо этих палочек, стали употреблять свинцовые палочки, раньше только для разлиновки пергамента, а потом для рисования и письма. Вообще орудиями рисования того времени были: игла, перо, липовый уголь и свинец.
Что свинец употреблялся для рисования портретов, на это указывают еще сохранившиеся рисунки, исполненные так называемыми серебряными штифтами.
Это были действительно свинцовые штифты, то есть тонкие длинные палочки свинца в оправе или без нее. Итальянские художники того времени пользовались также иногда, вместо угля, заостренными штифтиками из сплава 2 части свинца и одна олова, который в Германии носил название водяной свинец, рисовальный свинец, чертежный.
Потом, между 1540 и 1560 годами, упоминается о новооткрытом рисовальном свинце, который был не что иное, как графит.
В конце 16-го столетия вновь открытый минерал уже находил себе разнообразное применение, а итальянцы занимались и выделкой из него «свинцовобелильных» палочек: из графита выпиливались продолговатые стержни и оправлялись в дерево.
В тоже время началось и изготовление карандашей в Нюрнберге. К сожалению, более точных данных не существует, только в одном произведении итальянца Чезальпинуса 1596 г. мы находим следующие строки:
“рисовальный свинец попадается грубого и хорошего сорта. Хороший сорт—легок, блестит и как бы отливает серебром, легко поддается разрезанию на куски средней величины. Поэтому тот сорт свинца, из которого вырезаются свинцовобелильныя палочки, очень ценится архитекторами, художниками и иными лицами. Обыкновенно хорошие свинцовые белила приходят из Англии, худший сорт, напротив, поступает в другие страны от голландцев; нюренбергцы же его значительно улучшают.”
Как особое преимущество найденного нового вещества упоминается его пригодность для рисования. Но тем не менее за ним все еще было оставлено название «чертежного или водяного свинца», только итальянцы назвали его «grafio» и наконец, в начале 18-го столетия знаменитый германский минералог Абрам Вернер дам ему название «графита»,
Так в продолжение столетий люди пользовались этим минералом, не зная ни его составных частей, ни того, что он из себя представляет. В настоящее время в достоверностью известно, что графит есть углерод с большей или меньшей примесью различных веществ.
Первоначально графит находился в Англии. Добыча продукта продолжалась всего шесть недель в год и тем не менее стоимость добытого в столь короткое время графита достигало 270—360 тысяч рублей. Продукт запаковывался в железные кадки, перевозился в Лондон и продавался с торгов по цене в среднем в 144 рубля за килограмм. Английское правительство нашло необходимым строжайше запретить вывоз графита иначе, как только в форме карандашей.
Изготовление карандашей из этого графита было в высшей степени просто. Глыба графита распиливалась на куски, затем на продолговатые стержни, вставляемые в дерево. Так просто фабриковались карандаши больше ста лет, даже после того, как стали находить графит в других местах кроме Англии и в Германии, в Богемии и Испании. В начале 18-го столетия карандашный промысел укоренился в Баварии (в Германии), хотя точных сведений о нем не имели.
Спренгель в своем сочинении: «Ремесло и искусство в 1772 году» дает нам картину Германского карандашного промысла того времени, на основании рассказа некого Матиаса Шмидта, приглашенного королем Фридрихом Вильгельмом в 1726 году в Берлин для насаждения там карандашного промысла. Вот что он пишет о изготовлении карандашей:
«Карандашный мастер изготовляет карандаши, которые оправлены в дерево и по внешности ничем не отличаются от изготовляемых в Англии. Дурное качество их обнаруживается, однако, при первой попытке заточить карандаш. Изготовление карандашей идет следующим порядком: резчик толчет водяной свинец (т. е. графит) в ступе и путем двукратного или троекратного просеивания через сито, отделяет землистые частицы, например песок. Затем на каждый фунт свинца берется четверть или треть фунта серы, которая и расплавляется в тигле (сосуд для плавки металлов).
Смесь в свою очередь плавится и остужается. Еще не совершенно остывшая и отвердевшая масса вываливается на доску и из нее выделываются руками своего рода лепешки, которые должны совершенно отвердеть, прежде, чем возможно приступить к их дальнейшей обработке. Сначала мастер разрезает пилой лепешки на небольшие плитки и их в свою очередь разрезает той же пилой на четырехгранные палочки. Остается каждую палочку оправить в дерево. Кусок дерева раскалывается для этого на тонкие палочки, выбирается особым рубанком борозда, в которой должен поместиться стержень графита или выжигается каленым железом. Графит вставляется в бороздку обмазанный столярным клеем, а его обнаженная сторона прикрывается кусочком дерева. Один конец стержня тонко затачивается при помощи подпилки. Наконец вся наружная сторона оправы вычищается стеклом. Думается, однако, что в этом описании скрыты некоторые условия работы, так как, судя по грошовой плате, изготовление карандашей не требовало большого времени. Дюжина стоила восемь грошей».
Странно слышать, что так просто изготовлялись карандаши всего каких ни будь сто лет тому назад. В то время лучшими считались те карандаши, которые стирались с бумаги с наибольшей легкостью. Не надо забывать, что в то время применение резины еще не было известно.
Из этих указаний видно, что графит для изготовления из него карандашей обращался в порошок и просеивался.
Это нужно было делать для того, чтобы очистить карандаш от твердых примесей.
Измельчить графит в порошок легко, но чем этот порошок опять связать, чтобы он был твердым, плотным, но в то же время не потерял свойства писать.
Сначала брали серу, затем гуммиарабик, клей, смолу, шеллак.
В 1795 году француз Контэ догадался примешать к распиленному графиту глину, для растворения он пользовался простой колодезной водой. Контэ сделал этим открытие, давшее совершенно новое направление карандашному производству. Все способы изготовления карандашей, практиковавшиеся ранее, должны были быть брошены. Смесь глины и графита оказалась массой пластичной, легко принимающей форму.
Вместо того, чтобы изготовлять твердые лепешки и разрезать их старательно пилой, стали изготовлять графитные стержни еще в не отвердевшем состоянии, затем их сушить и закалять. Наряду с упрощением работы достигалось другое важное качество. Путем подмеси большего или меньшего количества глины удалось придавать карандашам различные степени твердости. Итак, в истории карандаша французу принадлежит выдающееся место, как изобретателю современного способа производства.
- Итак, главным, основным материалом, из которого изготовляется карандаш, является графит, глина и кедровое дерево.
Современная промышленность пользуется графитом различных сортов. Богемия. Бавария, Испания, Цейлон и Сибирь, а так же и Северная Америка доставляют графит.
Добытый из графитной копи сырой продукт всегда не чист, всегда заключает в себе примеси горных пород, например кварца, слюдяного сланца, известняка, железняка и колчедана. На месте добывания продукт подвергается тщательной сортировочной очистке и поступает в продажу под названием рафинада. Несмотря на свое название, графит еще заключает в себе массу примесей, подлежащих удалению. Были сделаны многие попытки удалять их химическим путем, но наилучшие результаты дает способ механического осаждения в воде, отмучивание. Графит размачивается в больших бочках, в воде, нагреваемой впусканием пара и приводимой в быстрое движение лопатным механизмом. Содержащая графит вода, затем спускается в ряд чанов шесть, семь, восемь и более, смотря по тщательности очистки, при чем они поставлены, друг возле друга так, что каждый следующий стоит на четверть метра ниже вышестоящего. В этих чанах производится осторожное помешивание с целью способствовать опусканию на дно тяжелых, плотных частей, легкие чешуйки графита остаются плавающими наверху и через отверстие в боковой стенке чана, на высоте половины его, отводятся в следующий нижестоящий чан. Последний чан заключает в себе уже самую чистую массу.
Черная отмученная жидкость перекачивается насосами в особые фильтры-прессы, в которых отжатый графит получает форму твердых лепешек.
Вся вышеописанная процедура проделывается и с глиной, долженствующей служить средством, связующим графитную массу. Затем графитная масса и глина замешиваются в строго определенном весом количестве и таким образом полученная уже карандашная масса передается на мельницы. Цель последних достичь однородности и мелко зернистость массы. Высшие сорта карандашных масс перемалываются от 60 до 100 раз и более. Достаточно перемолотая масса, в виде жидкого месива, отжимается в фильтрах и готова для выделки карандашей. В тестообразном виде такая масса закладывается в высокие круглые сосуды, с нижней стороны кончающиеся небольшим отверстием, в которое вставлен драгоценный камень. В нем проделывается круглое, четырехгранное или шестигранное отверстие в зависимости от того, какую форму желательно придать графитной палочке. Карандашная масса, заключенная в сосуде, выжимается через отверстие в драгоценном камне в виде бесконечного нитеобразного стержня и свертывается спирально. После высыхания графитные палочки (мины) разрезаются на куски, соответствующие длине карандаша. Но они еще ломки и только будучи закалены, приобретают свойства, необходимые для письма. Закаливание составляет один из важнейших моментов в карандашном производстве. Палочки осторожно укладываются в графитный тигель, последний тщательно замазывается и подвергается в продолжение многих часов действию очень высокой температуры. Так заканчивается производство карандашного стержня.
Большая или меньшая твердость карандаша зависит от количества примешиваемой к графиту глины, как вещества связывающего графитный порошок в плотную массу.
А достоинства карандаша зависят от очистки графита и от более тщательного размола его с глиной в однообразную массу; сказано уже, что высшие сорта массы перемалываются до ста раз.
Перейдем к описанию обработки дерева. Употребляемое для карандашного производства дерево— кедр, произрастает в Северной Америке;— он отличается от всех других пород кедра. Все они, как и известный ливанский кедр, отличаются твердостью и неприятным сильным запахом, чего нет у североамериканского их собрата, дерево которого мягко и аромат приятен.
Брусья распиливаются сначала вдоль на доски, затем поперек на куски, равные длине карандаша, наконец малыми пилами вырезаются дощечки шириной ровно в 4, 5 или 6 диаметров карандаша. Эти дощечки сначала вывариваются и выщелачиваются, а затем медленно высушиваются с целью, удалить из дерева находящуюся в нем в изобилии смолу. Затем они пропускаются через станки, проделывающие бороздки для помещения графитных стержней.
Каждый карандаш состоит из двух половин. Дощечка намазывается клеем, вкладывается графитная мина, накладывается другая половина дощечки и сушится в прессе. Дощечки со вложенными в них стержнями, проходя в различных станках, машинным способом превращаются в круглые, шестигранные, четырехгранные или овальные карандаши. Точная автоматическая работа этих машин приковывает внимание каждого посетителя карандашной фабрики.
Затем следует полировка карандашей. Эта работа делается на фабрике частью от руки, частью приготовленными для этой цели машинами.
Штемпелевание золотом, серебром и алюминием производится в специальном помещении. Проворные руки женщин-работниц собирают карандаши в пачки по дюжине в каждой, наклеивают этикетки и запаковывают карандаши в коробочки.
Карандашу остается пройти лишь помещение склада и упаковки в ящики перед тем, как начать свое путешествие со всему свету.
Ни в одной стране карандашное производство не укоренилось так прочно, как в Баварии, где оно сделалось главнейшей специальностью города Нюрнберга.
Статья “История простого карандаша” была взята из журнала за 1910 г.