Сказка про часы

Сказка про часы и неаполитанском короле.
Сказка про часы
По дороге, обсаженной с двух сторон высокими тополями, быстро шел путник. На вид ему было лет двадцать пять. Его багаж, состоявший из небольшого, легкого узелка, указывал на то, что денег в кармане у него было немного. Однако выражение лица его было так приятно, что все встречные больше обращали внимание на него самого, чем на его бедный костюм и приветливо отвечали на его поклон. Он всем улыбался, приподнимая шляпу, к которой, по тогдашнему обычаю, был приколот трехцветный бант.
После долгой и утомительной ходьбы молодой человек добрался наконец до большого селения, находящегося в нескольких верстах от Парижа.
Там были две гостиницы, которые находились одна напротив другой, но совсем не были похожи одна на другую. Одна была большая, вечно переполненная постояльцами, с вывеской “Гостиница земного шара,” другая, старая, черная, стояла всегда пустой и вместо вывески, на дверях красовалась зеленая ветвь.
Надо заметить еще, что “Гостиницу земного шара” содержал некто Леонард, человек угрюмый и жадный, а хозяйкой постоялого двора с веткой вместо вывески была вдова Митэн, очень робкая и вежливая особа.
Теперь вернемся к нашему путешественнику. Он стоял неподвижно на базарной площади, разглядывая вывески гостиниц и думал про себя:
— Мюрат, будь благоразумен! Эта ветка указывает на корчму, где тебя накормят за дешевую плату. Да, но и “земной шар” соблазнителен. Подумай, Мюрат, ведь у тебя в кошельке не больше трех франков. Если ты пообедаешь в “Гостинице земного шара”, то у тебя ничего не останется. Ну, да будь, что будет.
Молодой человек так заломил пальцы, что они хрустнули и вошел в гостиницу Леонарда. Этот последний поморщился при виде бедно одетого посетителя и прежде всего спросил, как его имя.
— Мое имя, ответил путешественник, вам ничего не скажет. С вас достаточно будет знать, что я иду пешком с границы Франции. Теперь я близок к цели. Сегодня вечером я буду в Париже, а завтра я буду солдатом. Меня обещали принять в гвардию.
— Еще один искатель приключений, проворчал хозяин: днем и ночью здесь проходит много юношей, желающих поступить в военную службу ради своего удовольствия.
— И ради славы.
— Это их всегдашний припев. Они идут в лохмотьях и мечтают возвратиться в мундире полковника.
— Разве это невозможно? Я верю в свое счастье.
Леонард пожал плечами и отправился в кухню.
Минуту спустя, он вернулся, неся яичницу, кусок ветчины и сыр. Он поставил все это на стол перед молодым человеком.
— Я голоден, как волк, заявил тот и действительно, доказал это. Яичница исчезла моментально, от куска ветчины осталась только добросовестно обглоданная косточка. За яичницей вскоре исчез и сыр.
— Мой друг, заметил Леонард, у вас порядочный аппетит!
— О, заметил Мюрат: если б я не стеснялся, я мог бы сесть гораздо больше. Однако пора идти. Сколько с меня следует?
— Три франка и семь су.
В то время это была неслыханная цена за такой скудный завтрак. Путешественник очень рассердился и огорчился. Ведь у него было всего три франка. Как же он мог заплатить три франка и семь су? Он по пробовал спорить; но хозяин заявил ему, что не намерен ничего уступить и что, в случае надобности, он может подать в суд жалобу на строптивого посетителя.
Тогда Мюрат сказал ему;
— Вот вам три франка. Что же касается семи су…
— У вас их нет?
— Нет.
— В таком случае, если у вас мало денег, то не надо было заходить в такую гостиницу, как моя. Знаете ли, куда вы должны были зайти? Напротив, к вдове Митэн. В “Гостинице земного шара” торговаться нельзя и вы не можете заплатить мне три франка за то, что стоит три франка и семь су. Подавайте мне еще семь су!
— Я вам говорю, что у меня нет их.
— В таком случае оставьте мне залог.
— Хорошо.
Мюрат вынул из-за пояса большие часы и подал их хозяину, говоря:
— Я полагаю, с вас этого будет достаточно.
На самом деле, часы стоили недорого, несмотря на то, что были очень велики. Это были простые, медные часы с одной только стрелкой и со сломанной пружиной.
— Я принимаю такой залог, сказал хозяин, внимательно рассмотрев их. И он спрятал часы в ящик.
Мюрат ничего не ответил. Он вышел из этого неприятного дома, остановился перед корчмой вдовы Митэн и глядя на ветку, сказал:
— Знай, ветка; если я буду еще раз в этом селении, то направлюсь прямо к тебе. С этими словами он удалился.
Прошло семнадцать лет. Да и каких еще лет! Франция ни на минуту не прекращала войны и победа ей всегда улыбалась. Сначала войны республики возвратили захваченные у Франции границы, затем явился Наполеон. Он продолжал войну и не только основал большое государство, но еще завоевал достаточно земель для того, чтобы раздавать целые королевства своим верноподданным. Тогда-то взошли на престол многие бывшие простыми солдатами.
В то время, как совершались такие чудные дела, жизнь текла по-прежнему в знакомом уже нам селении “Гостиница земного шара” по-прежнему привлекала посетителей, и ветка все еще красовалась на дверях корчмы вдовы Митэн. Только хозяйка корчмы сильно постарела, волосы ее поседели и лицо покрылось морщинами.
В один прекрасный день, летом 1809-го года, она заметила перед закатом солнца группу людей, одетых по-праздничному. Эти люди направлялись к площади.
— Что это за оживление? Спросила она.
Ей сказали, что император подарил Неаполитанское королевство одному из своих генералов, и что новый король, по дороге из Парижа в свое государство, проедет через это селение.
Толпа почтительно ожидала прибытия короля.
Леонард поставил перед своею гостиницей ряд стульев и говорил своим знакомым:
— Пожалуйста, садитесь. Я не знаю, остановится ли знатный путешественник в нашем селении. В случае же его остановки, мой дом единственный, достойный служить местом его остановки. Почтенная вдова Митэн может не надеяться, что предложит ему напиться.
В то время, как Леонард так разглагольствовал, дети вдруг закричали:
— Вот он!
Показалась большая карета, запряженная четверкой лошадей. Вокруг кареты гарцевала блестящая свита.
Доехав до площади, карета остановилась, и из нее вышел человек, одетый в шитый золотом мундир. Он направился к гостинице Леонарда, который выбежал навстречу и спросил с гордостью:
— Что угодно Вашему Величеству?
— Мне угодно, ответил со сверкающими от гнева глазами король, мне угодно получить обратно мои часы.
— Какие часы? спросил ошеломленный Леонард.
— Мои медные часы, которые ты осмелился взять в залог. Это было семнадцать лет тому назад. Разве ты не помнишь этого, коварный человек?
Да, да, теперь Леонард вспомнил. Он с грустью узнал в лице неаполитанского короля того бедняка, который когда-то нес свои лохмотья в узелке.
— Мои часы!—повторял Мюрат, подать мне скорее мои часы!
Надо было повиноваться. Часы были принесены. Король взял их и сказал своим людям:
— Дайте этому негодяю семь су.
Затем король повернулся и пошел к корчме вдовы Митэн. Он сел у порога на скамейке и обратившись к хозяйке, которая не могла прийти в себя от изумления, сказал:
— Дайте мне чего-нибудь напиться!
Бедная женщина, спотыкаясь, подошла к шкафу и достала оттуда бутылку вишневки. Затем она дрожащею рукою наполнила стакан и подала его Мюрату. Он поднес его к губам, встал и улыбаясь протянул вдове тяжелый кошелек.
— Вот вам деньги на переделку вашей гостиницы, сказал он: побелите стены и повесьте на место ветки вывеску с надписью: “Здесь пил неаполитанский король”.
Мюрат сел в карету. Лошади помчались. Вскоре карета и окружающая ее свита казались только облачком пыли вдали.
Уже давно исчезли они из глаз, а содержатель гостиницы, Леонард, все еще не мог прийти в себя от удивления.

Буду очень благодарна, если поделитесь статьёй в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Рассказы и сказки для детей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *