Конспект занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи
«Кукла Катя»
(первая группа раннего возраста)
Цель: 1.Учить показывать, где у куклы глаза, нос, руки, ноги. Развивать пассивный
и активный словарь, произвольный выдох, мелкую и общую моторику.
2. Уточнять представление о своем теле. Формировать четкое произношение
звука «а». Воспитывать эмоционально-положительное отношение к занятию,
повышать коммуникативные навыки детей.
Материал: 1. Кукла-девочка; игрушечный стульчик; султанчики, изготовленные из
яркой фольги, привязанной к палочке.
2. Кукла-мальчик; кроватка.
Ход.
Воспитатель вносит куклу.
Воспитатель: Ребятки, к нам в гости пришла кукла Катя. Катя, посмотри на наших деток. Вот Потап, Алиса, Настя, Кирилл. Катя хочет с вами познакомиться.
Педагог придвигает куклу, сидящую на стуле, к каждому ребенку и просит показать,
где у Кати глаза, нос, рот, руки, ноги.
Воспитатель: Где у Кати глазки? Вот у Кати глазки.
Если ребенок не справляется с заданием, педагог берет его руку и указательным пальцем показывает, где у куклы нос, глаза, рот, руки, ноги.
Воспитатель: Ребятки, а сейчас Кате покажите, где ваши глаза? Нос? Рот? Руки? Ноги.
Дети показывают свои части тела по просьбе воспитателя.
Ребятки, кукла Катя хочет с вами поиграть.
Педагог берет куклу в руки и обращается к детям от лица куклы. При чтении стихотворения
каждый из детей дотрагивается своей ладошкой до соответствующей части своего тела.
Покажи, покажи, свои глазки покажи!
Здравствуйте, глазки!
Покажи, покажи, мне свой носик покажи!
Здравствуй, носик!
Покажи, покажи, свои ручки покажи,
Здравствуйте, ручки!
Покажи, покажи, свои ножки покажи!
Здравствуйте, ножки!
Игра «Султанчики».
Воспитатель: Дети, посмотрите, Катя нам принесла султанчики в красивой баночке. Они красивые и веселые. Если мы подуем на них, как ветер, они зашелестят. Наши детки покажут тебе, как они умеют дуть на султанчики.
Педагог раздает султанчики детям, побуждая их к произвольному направленному выдоху.
Кукла Катя радуется, что дети умеют дуть на султанчики, говорит, что она тоже научится это делать.
Воспитатель: Кате очень понравилось у вас в гостях, но ей пора домой. Скажем Кате «до свидания»!
На втором занятии вместо игры «Султанчики» проводится игра «Покачаем куклу».
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Кукла устала, глазки у нее закрываются, она хочет спать. Давайте ее покачаем и споем для нее колыбельную:
Куколку качай,
«А-а-а» ей напевай!
«А-а-а», красивый звук какой!
Ну-ка, шире рот открой!
Сначала педагог, а затем дети по очереди качают куклу. Педагог следит, чтобы дети при произнесении звука широко открывали рот и четко произносили звук.
Воспитатель: Ну, вот и уснула наша кукла. Положим куклу в кроватку.