Предание о Казани.
В Приволжском крае, как и во многих местностях России, существует очень много преданий о городах и разных событиях, в них происходивших еще в незапамятные времена, тогда еще, когда грамотность была мало распространена между людьми и когда эти рассказы и события передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Такие предания существуют о монастырях, лесах, озерах, горах, курганах, больших камнях странной формы и т. п.
В этой статье мы расскажем предание об основании и причине падения Казани и о казанском Зилантовом монастыре.
- Татарское предание об основании Казани и причине ее падения.
Город Казань (Казань, правильнее—„Казан”, по-татарски значит котел)—один из крупных городов России.
Казань была столицею татарского ханства и взята Иваном Грозным 2-го октября 1552 года после продолжительной осады.
Об основании и падении Казани существует среди татар следующее предание.
Столица ханства, как рассказывают татары, была прежде на правом, крутом берегу реки Волги, на высоких Услонских горах (Горы против Казани называются Услонскими потому, что они «услоняют», или заслоняют Казань от южных ветров), спускающихся к реке огромными обрывами. Вследствие такого положения города—женщинам было крайне неудобно ходить за водой на Волгу, а потом с кувшинами подниматься на крутизну. Это заставило их просить тогдашнего хана перенести столицу на низменный, более удобный берег Волги. Хан сначала отказался исполнить желание татарок, но потом согласился в виду их усиленной просьбы, поддержанной придворными лицами.
Было отправлено несколько старых, опытных и сведущих лиц на левый берег реки, чтобы выбрать подходящее для столицы место. После усиленных поисков посланные нашли, наконец очень живописную котловину, ту самую, в которой расположена нынешняя Казань. Это место всем понравилось, но, к сожалению, здесь водилось много опасных змей.
Вернувшись в город, посланцы доложили о всем виденном хану, который спросил мнения чародеев, ответивших ему, что змеи пропадут, если в избранном для столицы месте зарыть в землю живого человека. Хан долго не соглашался на такое условие, но под влиянием усиленной просьбы женщин дал, наконец, свое согласие.
Бросили жребий, кому быть зарытым в землю живым—и жребий пал на ханского сына. Семейным хана стало жаль царевича, и они спрятали его в потаенное место, а чародеев упросили зарыть в землю живую собаку.
Это было исполнено; змеи пропали, а столица была перенесена на новое место.
После того прошло несколько месяцев. Хан так сильно тосковал и грустил о сыне, что семейные сжалились над ним и сказали ему, что царевич жив и что, вместо него, была зарыта в землю живая собака. Хан сначала обрадовался, но потом задумался и с грустью сказал, что придет время—и столицей овладеют “собаки” (Мусульмане всех, не исповедующих Ислам, называют или гяурами (“гяур” по-арабски значит—собака) И вот, прибавляет предание, пришли «Московы» и овладели городом «правоверных». - Предание о казанском Зилантовом монастыре.
Между устьем реки Казанки и городом Казанью, недалеко от города, находится мужской Зилантов Успенский монастырь. Он занимает очень живописное место, так как сооружен на высоком холме, между Казанским кремлем и Волгой.
О сооружении- этого монастыря и о его названии существует в Казани такое предание.
Когда строили на нынешнем месте Казань, истребление змей, водившихся во множестве на выбранном для города месте, было поручено самому опытному кудеснику, который осенью сложил огромный костер из дров, хвороста и соломы, произнося при этом какие-то заклинания. Вокруг костра он устроил из хвороста ограду. Змеи со всех сторон приползли в это место, чтобы здесь зимовать. С наступлением весны кудесник прибавил к костру сена, облил все смолой и серой и поджег. Змеи все сгорели. Но самая большая, крылатая змея (дракон), о двух головах, каким-то образом уцелела и стала жить на соседнем холме, близ города. Этот дракон назывался “Зилант”, а холм, где он поселился, стал называться «Джелан-Тау» (“Джелан” по-татарски—змей, “тау”—гора.).
По преданию, Зилант одной головой пожирал животных, а другой—растения. Каждый день он съедал кого-нибудь из жителей города и истреблял множество травы, кустарников и деревьев. Ежедневно в полдень он летал на озеро Кабан утолять жажду и выпивал огромное количество воды.
Первый казанский архиепископ, св. Гурий, проклял Зиланта, который упал в озеро Кабан, и там погиб.
На Зилантовой или Змеиной, горе и был основан Успенский монастырь, названный Зилантовым.
“Зилант” вошел и в герб г. Казани, изображающий коронованного крылатого змея.