Сказка Золотой сундук.
В одной из самых захолустных улиц небольшого провинциального городка жила старуха с сыном. Кто она и откуда, про это никто не знал.
Известно было, что давно когда-то она переехала на эту улицу, сняла себе квартирку в особнячке и открыла здесь харчевню. Дело ее понемногу разрасталось и настолько хорошо, что за десять лет существования харчевни, ее владелица имела возможность вырастить и хорошо воспитать своего единственного сына Ивана, который был для нее самым лучшим, другом и помощником и за которого она готова била отдать всю свою жизнь…
Но как часто это бывает, Иван не умел ценить матери и относился ко всему, что она для него делала так, как бы она обязана была постоянно заботиться о нем и не раз даже во время ссор говорил ей:
— Ты мать, а поэтому ты и должна так делать.
В тот год, как случилась эта история, про которую мне хочется рассказать, Ивану уже было 20 лет и он захотел жениться на дочери скорняка, своего соседа. Наташа, так звали его невесту, сама была не прочь выйти за него. Она была простою девушкой и с радостью представляла себя в роли хозяйки харчевни, проводящей целые дни в торговле за прилавком. И вот в один прекрасный день Иван обратился с просьбой к матери благословить его с Наташей. Старушка с радостью приняла это известие, она давно уже думала как-нибудь пристроить своего сынка, так как силы ее с каждым днем понемногу уходили и она боялась, что после ее смерти он останется совершенно один и в конце концов совсем пропадет.
В день свадьбы вся улица была в большом оживлении,—почти все жители ее были приглашены пировать на свадьбе Ивана. Веселье вышло на славу, обед был накрыть под открытым небом, целые груды пирожков и разных сластей стояли на столах. Молодые были счастливы и веселы.
Но вот, вскоре после свадьбы, случилось несчастье. Старушка слегла в постель и по-видимому, ей уже не суждено было больше вставать.
Предчувствуя близкий конец, она решила заранее распорядиться всем. Она позвала Ивана и просила его, чтобы он, после ее смерти, оставил всю ее обстановку при себе и не продавал бы ее ни в каком случае, а главное, чтобы он поберег ее старый сундук, потому что в нем находится его счастье, но с одним условием, чтобы он не отпирал его до тех пор, пока у него не случится какого ни- будь несчастия; если же он будет жить хорошо, то пусть этот сундук перейдет по наследству ее внучатам.
Все изменилось, конечно, после смерти хозяйки. Вся мебель и шкафы были заменены новыми и публика тоже была уже не та, не было той простоты и уюта. Денег было затрачено много, а толку мало, прибыли не было. Привыкнув с детства, чтобы о нем заботились, Иван стал небрежно относиться к деньгам, тратил их зря и неразумно. Свою харчевню он обратил в небольшую гостиницу, повысил цену и для местных обывателей она стала дорога. Да еще вдобавок, напротив них открылся кабачок, похожий по духу на прежнюю харчевню старушки; конечно, это еще больше подорвало и без того уже пошатнувшееся дело Ивана.
Наконец, настал и печальный конец. За долги обстановка его была назначена к продаже с аукциона.
Еще накануне, Иван отправил свою жену к ее отцу, чтобы она не присутствовала при этом ужасном зрелище.
Всю ночь Иван провел один, вспоминая свои, когда-то хорошие дни, проведенные в этом доме, вспоминая мать и раскаиваясь в душе за те неприятности, которые причинял ей некогда.
С утра уже начал толпиться народ в дверях; кто пришел посочувствовать, а кто просто из любопытства. Среди них находился и сосед кабатчик, который не без удовольствия смотрел на несчастье своего когда-то богатого соперника.
Иван стоял в стороне и словно окаменелый, наблюдал за тем, как незнакомые ему люди понемногу разоряли его гнездо. На его глазах вытащили во двор всю мебель, любимые его картины, статуэтки, даже цветы,—он был равнодушен…
Но вот, вдруг, люди засуетились, зашумели, бранясь друг на друга, толкаясь в дверях…
Иван невольно повернул голову в их сторону. И тут только он вышел из своего ужаснаго оцепенения, кровь хлынула ему в голову—тащили старый сундук…
Все дорогое, забытое в суете жизни, все, что было связано с детством: мать, маленький уютный домик, светлые надежды на будущее, наконец, смерть матери и ее слова о сундуке,—все это мигом поднялось со дна души Ивана и он, как безумный, бросился к людям, тащившим сундук.
— Стой! Я не позволю…—крикнул он, схватывая стоявший в углу топор,—пускай лучше никому не достается…
И с силой он ударил топором по сундуку.
Здесь произошло нечто необыкновенное.
Разбитый сундук глухо ударился о землю и из него, к великому изумлению собравшихся, посыпалась груда золотых монет.
Тут только Иван вспомнил слова своей старушки матери:— “Ваня, в нем лежит твое счастье”.
Разумеется, аукцион был немедленно прикрашен, Иван расплатился со всеми своими должниками и начал снова приводить в порядок свое разоренное гнездо.
Итак, даже после смерти мать думала о нем.
Эта мысль так подействовала на Ивана, что он совсем изменился в своей жизни и стал более аккуратно и более разумно относиться к своему делу. В знак памяти своей матери он с женой переменил имя харчевни, назвав ее “Золотой сундук”.
Е. А. Игнатьева.