Восточная сказка о жадности и корысти.
В Аравии жил извозчик по имени Аварим, которой на своих верблюдах отвозил путешественников приходящих издалека к гробу Магометову и перевозил купеческие товары. Сперва имел он только двух верблюдов, но вскоре нажился столько, что мог приобрести двенадцать верблюдов и получал от них много прибыли. Некогда возвращаясь домой из путешествия и проезжая через Аравийскую пустыню, увидел он Дервиша или Магометанского монаха сидевшего в глубокой задумчивости с раскрытою книгою в руках.
Аварим поклонился ему, но Дервиш в задумчивости не приметил его и не ответил ему. Это показалось Авариму весьма странно и он говорил ему: “Почтенный отец! Верно углубился ты в весьма важные размышления, по тому, что ты не примечаешь, что тебе кланяются и не отвечаешь.” Дервиш как бы пробудившись от сна, закрыл свою книгу, положил ее в широкий свой рукав и сказал: “Друг мой! Я размышлял сейчас о причине, для чего сокрыто в земле великое множество сокровищ, которыми никто не пользуется.” Авариму невероятно показалось, чтобы в земле сокрыты были сокровища, которых люди не знают, он высказал Дервишу свое сомнение. “Надобно это проверить”, отвечал тот: „ недалеко отсюда лежит несметное сокровище. Ты весьма кстати встретился мне со своими верблюдами. Я считаю тебя честным человеком и хочу обогатить тебя, если ты захочешь честно разделить со мною то, что мы найдем. Навьючь шестерых из твоих верблюдов теми сокровищами, которые ты увидишь, а прочих уступи мне.” Аварим с радостью бросился обнимать Дервиша, целовал его и говорил ему: “Да, отец мой! Я разделю с тобою честно моих верблюдов и еще всю жизнь мою буду тебя благодарить.”
Дервиш встал и приказал Авариму вести за ним верблюдов. Он привел его к крутой горе, прочитал несколько строк из своей книги, ударил по горе своим жезлом, и гора в средине расступилась. Отверстие было так велико, что Дервиш и Аварим двенадцатью верблюдами легко могли
туда войти. Они нашли там такое множество золота и серебра, лежащего кучами, что могли бы навьючить не только двенадцать, но и сто верблюдов.
“Теперь, сказал Дервиш Авариму, навьючивай своих шестерых верблюдов, а других шестерых оставь мне: я навьючу их для себя.” Между тем Аварим приметил, что Дервиш отошел в сторону, спрятал в карман золотую коробочку, которая лежала в углу. Он очень хотел узнать, что было в этой коробочке, но не осмелился о том спросить.
Набравши столько золота и серебра, сколько верблюды могли вынести, вышли, они из пещеры. Дервиш в другой раз ударил по горе своим жезлом и она затворилась так, что не возможно было приметить на ней ни самой малой трещинки. “Теперь иди с миром”, сказал он Авариму и употребляй свое богатство как должно.”
Аварим отойдя несколько, начал беспокоиться о том, что лишился шести верблюдов. Ему и на ум уже не приходило, что он получил за это бесчисленные сокровища, которое стоили дороже всех верблюдов в свете.
Так же казалось ему, что Дервиш взял себе гораздо больше, нежели он.
И так он остановил своих верблюдов, побежал назад в след за Дервишем и кричал ему: “почтенный отец! Мне теперь вздумалось, что ты не привык гонять верблюдов и не можешь управиться с шестью. Оставь себе только трех, а прочих отдай мне.” Дервиш отвечал: “это правда, в самом деле мне трудно гнать шестерых верблюдов, возьми себе трех и иди с миром.” Аварим отошел недалеко, но возвратился в другой раз и уговорил Дервиша, чтоб он уступил ему еще двух верблюдов, а наконец прибежал и в третий раз, за последним. „Я думал, сказал Дервиш, что ты будешь доволен, ибо я из доброй воли дал тебе большое богатство. Но дабы показать тебе, что мое сердце не привязано к богатству, уступаю тебе и последнего верблюда. Если мне будет нужно золото и серебро, то я всегда могу отыскать его помощью балсама, который находится в этой коробочке. Помазав им глаза, могу я видеть и находить все скрытые в земле богатства”
Аварим: “я так и думал, что ты самую лучшую драгоценность для себя оставил! Отдай мне добровольно коробочку или я отниму ее у тебя насильно.”
– “Как? Аварим! Это ли благодарность за мое доброту?”
Однако Аварим не думал о благодарности, он схватил Дервиша за бороду и кричал: “Старик! Отдай мне коробочку, а не то, я убью тебя!” Дервиш жалел о неблагодарности ненасытного Аварима, отдал ему коробочку и сказал: “правосудное небо не оставит тебя без наказания.”
По том заплакал и ушел от него.
Аварим не заботясь о старом Дервише, с радостью погнал домой своих верблюдов и рассматривал коробочку и находящийся в ней балсам, который похож был на зеленую мазь и имел приятный запах. Этот балсам имел такую силу, что показывал скрытые богатства тому только, кто достал его позволенным образом, кто ж доставал его несправедливостью, над тем производил он совсем противоположное действие, как то скоро окажется. Аварим тотчас захотел иметь еще больше сокровищ и для того помазал себе глаза балсамом, но как он испугался, почувствовавши вдруг сильную боль в глазах! Он поспешил смыть вредную мазь, но это не помогло и он ослеп. Тогда начал он плакать и жаловаться. “Какая мне теперь польза во всем моем богатстве?” говорил он: “я слеп, не могу найти дороги и должен погибнуть в этой пустыне. Проклятая жадность!”
Мы не думаем, что бы кто ни будь мог принять эту сказку за правду, однако ж можно вывести из нее весьма справедливое нравоучение. Богатство часто рождает жадность к корысти, а жадность ведет за собою неблагодарность и другие пороки, которые ввергают человека в погибель.