Украинская сказка о бедности.
Жили два брата: один бедный, а другой богатый. У богатого и хлеба, и скота, и земли, и денег много; а у бедного и поесть не было. Но сначала он жил хорошо, пока не поселилась у него под печью бедность. Чего уж тот не делал, и к знахаркам он обращался – никак не мог выбраться из бедности. А старший его брат не хотел бедного и братом называть.
Живет богатый год, живет и другой, дожидается детей – не дает ему бог! У богатого и денег, и скота – всего, всего много, а детей Бог не дает. Чего уж он не делал! И на церковь давал, и акафиста нанимал, и сам молился с утра до вечера перед образами – не дает бог детей, да и только! Видит богатый, что бог молитвы не принимает, пошел к бедному брату и говорит ему:
- Молись еще ты, чтобы мне бог послал детишек, тогда я тебя в кумовья возьму.
- Хорошо, буду молится.
Вот бедный помолится богу за себя, а потом молится за брата, чтобы бог ему послал хоть одного ребенка. Прошел год, узнал бедный через людей, что у его брата родился ребенок. Приходит он к жене и говорит: - А знаешь, – говорит, – жена,?
- А что тебе, муж?
- А у моего брата родился ребенок.
- Неужели родился?
- Правда, родился.
- От кого же ты слышал?
- Люди говорили. А знаешь, жена,?
- А что, муженек?
- Пойду я к брату, ведь он мне говорил, как бог даст ребенка, то тебя в кумовья буду просить.
- Не ходи, – говорит, – муженек, если бы он тебя хотел в кумовья взять, то бы уже давно за тобой прислал.
- Пойду я, жена, да хоть посмотрю на крестины.
Ушел. Приходит туда, а его и спрашивают: - А тебе чего надо?
- Это я, – говорит, – пришел к тебе просить лошадки, нечем и растопить, поеду в лес собирать хворост.
- Возьми и смотри, – говорит, – много не накладывай на телегу, чтобы ты мне коня не испортил.
Запряг он коня, приехал домой и говорит: - Вылезай-ка, нищета, поедем в лес!
Вылезла нищета из-под печи (а их было двенадцать), сели на телегу и поехали. Приехали туда, этот человек выпряг лошади, пустил пастись, а сам срубил дуб толстенный-претолстенный, расколол его до половины и говорит нищете: - братцы, голубчики, помогите мне это дерево расколоть!
- Как же, – говорят, – мы тебе будем помогать, когда у нас топора нету?
- Вы, – говорит, – без топора. Заложите все руки в эту щель, и раздирайте. Половина вас пусть тянет в одну сторону, а другая половина в другую, оно и расколется.
Вот нищета бросились все к дереву, засунули в щель руки по самые локти и силятся. Тот человек стукнул обухом, клинья вылетели, горбыля совпали вместе и держат за руки всю бедность. А здесь как налетели буря и вихрь, как начнет выкорчевывать деревья – такое случилось, что господи! Одно дерево упало на телегу и разбило его на кусочки, второе убило лошадь; с трудом этот человек выскочил из леса. - Ну, еще слава богу, что меня не убило. Хоть бы пропала, проклятая нищета!
Приходит этот человек к брату и встал. - А чего ты стоишь, – спрашивает тот.- Может, уже в лесу телегу поломал?
- Ох, – говорит, – если бы телегу!
- А то что? Может, лошадь убил?
- Ох, если бы только лошадь скончалась!
- Да ты, может, и воз поломал и лошадь убил?
- Ох, да, брат … Ох, да, родной …
Стоит уже, бедный, и молчит, а тот его ругает и проклинает за воз и коня … Ругал-ругал, а дальше и говорит: - Уведи меня в лес, я хоть посмотрю, что ты там натворил.
Повел бедный его в лес на то же место, где он нищету бросил. Нищета видя богатого, стали его просить и умолять, чтобы он избавил их из неволи. - Избавь нас, человек, избавь нас, голубчик, выпусти нас, милый.
Как начали просить, как начали просить, да так хорошенько, да жалобно, что богатому жалко стало, – он забил клинки, горбыля разошлись, нищета вынули руки и говорят ему: - Ну, человек, ты освободил нас, забери теперь нас всех в свою усадьбу!
- Что же вы, – спрашивает он, – за люди?
- Мы, – говорят, – бедность.
- Ну, – говорит, – когда вы нищета, так зачем вы мне сдались?
- Нет уж, человек, когда освободил, так возьми нас всех в свою усадьбу.
- Не хочу!
Как сказал он «не хочу», так все злодеяния и бросились ему на шею. Разнимал он им руки, разнимал, ничего не мог сделать. Так и ушел с нищетой домой. Вошел в дом – они так и посыпались на пол, и с тех пор стали жить у богатого.