Детское воровство.
Что толкает детей на кражи и как реагировать родителям на неблаговидные поступки своих отпрысков? Советы дала клинический психолог Гульнара Миняхановна Закирова. По её словам, при поиске причин имеет значение возраст ребёнка (дошкольный или старше) и место кражи (дома, в классе или магазине).
Младшие школьники (до 11 лет)
Случай первый.
Ребёнок взял без спроса деньги или вещь у одноклассников.
Почему? Если это произошло впервые, скорее всего, поступок непреднамеренный и ребёнок ещё не понимает, что натворил. Младшие школьники в силу возраста не различают ценность денег: сто рублей или тысяча для них одинаковы.
Что делать? Лучше, если родители отреагируют спокойно: «Да, это произошло, и это очень стыдно – брать чужое». А далее в беседе можно вспомнить похожие истории из жизни, литературы (например, «Огурцы» Николая Носова), детских фильмов. И обязательно должен быть акт возврата украденного. Таким образом мы закрываем ситуацию. И больше к ней не возвращаемся.
Но чаще всего реакция взрослых – гнев («В нашей семье воров не было!»). Ещё не поняв, в чём дело, ребёнок усваивает: в дальнейшем нужно тщательнее скрывать свои действия, чтобы избежать наказания.
Случай второй.
В семье пропадают деньги.
Почему? Причиной может быть недостаток эмоционального контакта. Взрослые не откликаются на потребности ребёнка, не проводят вместе время, не играют с ним. Малыш, чувствуя холодность родителей, замыкается. Забирая деньги, он как будто возвращает себе их любовь.
Вторая причина – небрежное отношение к деньгам со стороны самих родителей. Например, они оставляют купюры где попало, легко с ними расстаются – не экономят.
Что делать? Вместо опять же гневной реакции пойти «в обход» ситуации: не напрямую разговаривать о пропаже денег, а понаблюдать, понять, что привело к этому.
Поменяйте своё поведение по отношению к ребёнку. Общайтесь не только на бытовые темы, но и на те, что интересны именно ему.
Подростковые кражи (12-14 лет)
Как правило, в этом возрасте ситуации с правонарушениями развиваются по одной схеме: украл один раз – не заметили, украл второй – понравилось. После третьего раза это перерастает в закономерность.
Случай третий.
Ребята «на спор» украли из супермаркета мелкую вещь. Никто из взрослых не заметил этого. Подростки ощутили некое возбуждение от такого приключения. Им хочется повторить «успешный» опыт. Если цепочку не прервать, сформируется психологическая склонность к преступлению. Это будет повторяться, пока подростков не поймают с поличным.
Почему? Чаще всего причиной таких поступков становятся взаимоотношения со сверстниками. Неуверенному в себе подростку важно завоевать авторитет, самоутвердиться любым способом. Пусть даже таким.
Что делать? Если у ребёнка занято свободное время, он посещает дополнительные занятия – у него есть свой круг общения. Значит, нет необходимости самоутверждаться сомнительным способом.
Обсуждайте с подростками смысл нравственных поступков, необходимо тренировать силу воли: «Да, вещь красивая, я очень хочу иметь такую же, но я сдержусь! Я же не могу обладать всеми вещами насеете…»
Кстати, развитию силы воли, равно как и самостоятельности, ответственности зачастую мешает тотальный родительский контроль: «Где ты сейчас? Что делаешь? Что поел, надел, где идёшь?» и так далее. Таким образом взрослые лишают ребёнка возможности брать ответственность за свои поступки, принимать решения самостоятельно, планировать свои действия, отвечать за их последствия. Подростки привыкают, что за всё отвечают родители.
И, наконец, почему девочки? Современность такова, что представительницы слабой половины человечества уже давно сменили вторые роли на первые. Они строят карьеру, зарабатывают деньги. В некоторых семьях дочерям внушают мысль, что нужно всего добиваться самой, не рассчитывать на мужчин. Они усваивают «сильную, главенствующую» модель поведения, и, к сожалению, иногда эта энергия тратится не на достижение успеха. Девочка становится агрессивной, нетерпимой к людям, ею движет жажда власти и мнимого успеха, что толкает её на противоправные поступки.