Конспект по развитию речи (младшая группа) «Русская матрешка»
Цель:
- Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с её внешним обликом, особенностями росписи.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Развивать умение подбирать прилагательные, обозначающие качества предметов (игрушек) при описании игрушек.
- Вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.
Оборудование: матрёшки 3-5-составные, корзинка с народными игрушками.
Предварительная работа: показ и рассматривание матрёшки, игры с ней, рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка».
Ход.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Достаёт из корзинки народные игрушки: дымковские, деревянные свистульки, деревянные волчки, дудочки.
2. Рассматривание матрешки.
Воспитатель: У меня остались игрушки. Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано в корзинке.
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются… (Матрешки)
Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки.
Достаёт из корзины матрешек.
Воспитатель: Посмотрите на них. Вам нравятся эти игрушки? (Да)
Воспитатель: Вы уже играли с матрёшками, скажите, из чего они сделаны? (Из дерева) Правильно, из дерева. Значит, матрёшки какие? (Деревянные)
Воспитатель: Что сделал мастер после того, как смастерил из дерева матрёшек? (Раскрасил матрёшек красками.)
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрим, во что одеты наши матрешки? Посмотрите, что у них на голове? (Платочек) Какая еще одежда надета на матрешек? (Сарафан длинный, фартук.) Чем украшена одежда матрешек? (Цветами и узорами)
Воспитатель: Одежда у матрёшки старинная, давным-давно люди ходили в такой одежде, сейчас мы в такую одежду уже не надеваем.
Дети повторяют новое слово хором и индивидуально.
Воспитатель: Какими красками мастер раскрасил одежду матрёшек? (Красной, розовой, зеленой, синей …)
Воспитатель: Да, мастера взяли краски разного цвета. Какие матрёшки у них получилась? (Разноцветные, яркие, нарядные, расписные, красивые, красочные)
Воспитатель: Какими узорами украшена одежда матрёшек? (Цветами, листьями.)
3. Физминутка «Мы матрёшки, вот такие крошки».
Воспитатель: А давайте сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками.
Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки (топают)
Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись (дети кланяются)
Куклы озорные, матрёшки расписные (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)
Вы похожи словно сёстры (качают головой)
4. Чтение стихотворения.
Воспитатель: Послушайте стихотворение про матрешку.
Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
У матрешечки, у каждой,
Есть для нас секретики!
5. Дидактическая игра «Друг за другом!».
Воспитатель: Если вы внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик. Ребята, как вы думаете, какой секрет?
Воспитатель: Правильно внутри матрешки прячутся её сестрицы, другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней.
Показывает одну собранную матрешку.
Сколько у меня матрёшек? (Одна) А можно сделать много? Катя, покажи нам, как это сделать? Сколько получилось матрёшек? (Много)
Воспитатель: Ой, как много получилось матрешек. А как вы думаете, кто из них самая старшая, почему? (Она большая) А кто самая младшая, почему? (Она самая маленькая)
Воспитатель: Давайте мы их построим друг за другом по росту.
Дети ставят матрешек по убывающей (возрастающей) величине.
6. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы ребята! Но нашим матрешкам пора прощаться с нами. Они говорят вам спасибо, все сегодня были активные, внимательные.
Воспитатель: Из какого материала делают матрешек? Какая одежда у матрешек? Какой секретик есть у матрешек?