Дидактические игры с детьми раннего возраста при восприятии цвета (из опыта работы)
ЦЕЛЬ: обобщить опыт использования дидактических игр с детьми раннего
возраста при восприятии цвета.
В первые годы жизни у детей происходит очень существенные изменения в развитии. В раннем возрасте маленький ребёнок овладевает ходьбой и бегом. Именно в этот период малыши овладевают и величайшим достоянием человечества – речью. Уже в раннем возрасте ребёнок знакомится с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с различными предметами и получает сведения об их особенностях и качествах. Но, если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают неточны, неполны, неупорядочены. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему я пользуюсь в своей педагогической работе с детьми дидактической игрой.
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» предлагает знакомство детей раннего возраста с одним из качеств предметов – с цветом. В первые годы жизни запоминание названий цвета протекает у большинства детей очень медленно и трудно. Поэтому, как правило, дети, поступающие в детский сад из домашней среды очень плохо ориентировались в различении и назывании цвета предметов. За редким исключением малыши не называли цвет предметов вообще, или, назвав какой-либо из цветов, часто не связывали это название с конкретным цветом. Например, произнося слово ЗЕЛЁНЫЙ, ребёнок может указать на красный или на какой-нибудь другой цвет. Таким образом, основная задача работы с детьми раннего возраста – обеспечить накопление представлений о цвете.
Прежде всего, знакомила детей с основными цветами спектра: красным, жёлтым, синим, зелёным, а так же с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым. В подавляющем большинстве случаев знакомство с цветом проводила посредством дидактических игр. Во-первых, дидактическая игра позволила сделать процесс обучения малышей эмоциональным, что способствовало хорошему усвоению материала. Во-вторых, исходя из того, что предметная деятельность – ведущая деятельность в раннем детстве, дидактическая игра сделала процесс обучения действенным, позволяя маленькому ребёнку получить собственный опыт.
В работе с детьми я использовала дидактические игры в различных видах детской деятельности. В начале года проводила индивидуальные занятия с каждым ребёнком. Таким способом знакомила детей с новой обстановкой. Индивидуальные занятия дали возможность узнать каждого ребёнка, а так же оценить уровень его развития, установить с детьми дружеские отношения.
Для того чтобы познакомить детей с цветом использовала дидактическую игру как самостоятельное занятие. Цель таких занятий на начальном этапе знакомства с цветом: сформировать у детей способность подбирать к эталону предметы соответствующего цвета. Чтобы добиться выполнения детьми этой задачи, втечение года проводила такие дидактические игры:
«Поиграем в прятки» – с раскладыванием цветных игрушек на досочку
соответствующего цвета;
«В гостях у игрушек» – с поиском предметов и игрушек заданного
цвета в игровой комнате;
«День рождения Алёнушки» – с выбором «подарков» определённого
цвета;
«Угощение для белочки» – с раскладыванием грибочков в цветные
коробочки и др.
Впоследствии, меняя наглядный материал, учила детей не только подбирать цвет по образцу, но и называть цвет предметов. Как правило, занятие проводила по подгруппам, разделив детей на две подгруппы. Вначале давала малышам представления о резко контрастных цветах (жёлтый – зелёный), а потом с более близкими (зелёный – синий).
При планировании занятий учитывала принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Так, например, после знакомства с красным цветом в качестве усложнения задания использовала выбор из двух цветов. Для этого провела дидактическую игру «Как Зайка и Мишка кубики делили». Чтоб дети хорошо усвоили материал, использовала повтор занятия, но с применением нового наглядного материала.
В раннем возрасте дети знакомятся с предметами путём действий с ними. Учитывая эту возрастную особенность детей, широко использовала на занятиях наглядность. Показывала детям предмет, давала возможность потрогать его. Всё, что показывала, сопровождала словами. Пи этом старалась говорить короткими фразами, так как длительные многословные объяснения не доступны пониманию малышей. После показа и объяснения предлагала выполнить часть задания под своим непосредственным руководством, а затем давала возможность выполнить задание самостоятельно. Детям, которые затруднялись в выборе цвета или действия, оказывала индивидуальную помощь. Длительность дидактической игры зависела от характера детской активности и от эмоционального состояния детей, и составляла 10-12 минут.
При знакомстве детей с одним цветом поводила дидактическую игру «Волшебный мешочек». Обучая детей раскладыванию предметов 2-4 цветов на группы, использовала дидактическую игру «К куклам в гости». Малышам необходимо выбрать для куклы, одетой в одежду определённого цвета, палочки соответствующего цвета. Дидактическая игра на тему «Курочка и цыплята» с выкладыванием из цветной мозаики позволило дать детям представления о том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
После знакомства с цветом через дидактические игры использовала их элементы в качестве дидактических упражнений с целью закрепления и проверки знаний, полученных детьми.
Существенным фактором в планировании и методике проведения дидактических игр по восприятию цвета является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни. Так, на прогулке при восприятии цвета, проводила такие дидактические игры:
«Подарки леса» – с наблюдением цвета растений;
«Незнайка в гостях у ребят» – с выделением предметов заданного цвета
на территории участка;
«Букет для кукол» – с раскладыванием листьев разного цвета на
группы и др.
Во время одевания на прогулку использовала такие дидактические упражнения как:
«У кого такой же?» (носок, варежка, шарфик);
«Какого цвета?», «Найди пару» и др.
После обучения посредством дидактических игр давала детям для использования в самостоятельной деятельности дидактические игрушки. В группе имеется сенсорный уголок, где ребёнок имеет возможность поиграть самостоятельно с любой дидактической игрушкой. Уголок оборудован дидактическим столом, который включает в себя 4 поля основных цветов с набором грибочков, горки-скаты с набором шариков основных цветов, коробки, окрашенные в основные цвета, с набором цветных игрушек. Кроме этого в сенсорном уголке сосредоточен различный материал: пирамидки различных типов, коробки-вкладыши, цветные воротца, куклы с набором одежды основных цветов, набор палочек, цветная мозаика и др.
На 3-м году жизни использовала в самостоятельной деятельности детей ЛОТО, как вид дидактической игры. Такие игры позволили расширить словарь детей, знакомить с правилами, учит закрывать свои карточки, закреплять и называть цвет. В группе имеется лото: «Подбери шапочку», «Спрячь предмет на дорожке», «Цветной круг», «Цветные картинки».
Проанализировав опыт работы с детьми раннего возраста по ознакомлению с цветом предметов считаю, что дидактическая игра является наиболее доступным и эффективным средством обучения. В результате использования дидактических игр дети наиболее полно получили представления о цвете предметов. К 3-м годам все дети подбирали цвет по просьбе воспитателя «найди такой же», большинство детей называли основные цвета, отдельные дети путали синий и зелёный цвета. Так же использование дидактических игр способствовало развитию активности детей. У некоторых детей исчезла неуверенность и нерешительность, которые наблюдались в начале обучения. Развитие органов чувств, внимания и памяти – вот результат использования дидактических игр в обучении детей раннего возраста.