Вся земля занята человеком, от холодных стран, где летом отогревается лишь самый верхний слой земли, до жарких стран и пустынь, где очень трудно достать воды и нельзя ничего посеять. Ко всему человек приспособился и везде научился обращать себе на пользу природу. Стоят села и многолюдные, богатые города. По рекам и морям плывут пароходы, по земле прошли железные дороги. И нам теперь нелегко вообразить далекое время, когда беспомощный человек бродил по земле, вроде зверя, не умел ни сеять хлеб, ни разводить животных, ни добывать огня. Всякий сильный зверь мог сесть человека. Голод слишком часто мучил его, потому что добывание пищи зависело от многих случайностей и связано было со многими опасностями. Не имел человек ни жилища, ни одежды, ни оружия, был слаб и жалок. Почти всякий зверь мог лучше его бегать, имел лучшее обоняние, которым обнаруживал врага или добычу во мраке или в чаще леса. Многие звери превосходили человека силою, остротою зубов и когтей.
Но у человека была способность к умственному развитию. Конечно, в те времена ум человека не был велик, знания его были ничтожны. Он прятался в пещерах или на деревьях, потом начал употреблять камни и куски дерева для защиты себя от врагов. Так проходили тысячелетия и человек лишь очень медленно научился делать себе кое-какое орѵжие из камня, кости и дерева.
В те древние, темные времена два великих события имели решительное влияние на судьбу человеческого рода.
Ничего более важного не случалось потом с человеком до сих пор, как ни велики все последующие открытия и изобретения, как ни поражают нас все чудеса рук человеческих.
Какие же это события величайшей важности, случившийся в древности?
— Изобретение способа добывания огня и приручение животных.
Огонь, “сын солнца”, составил величайшее благодеяние человечества и многие первобытные народы поклонялись огню, как божеству. Огонь разгонял мрак и холод ночи и зимы, помогал защищаться от зверей, давал возможность употреблять в пищу вещества, которые без огня непригодны в пищу. Огонь помог людям расселиться и в странах холодных. При помощи огня человек впоследствии научился выплавлять, добывать металлы. Но это было уже позже, а до того человек научился приручать животных и прежде всего, собаку. Казалось бы, легче было приручит какое либо травоядное животное, чем хищное, но этого не случилось.
Дикие собаки жили небольшими стаями, обществами, для совместной защиты и нападения. Первобытный человек хорошо знал свойства и способности известных ему зверей. Он оценил ум собаки, ее великолепное чутье и уменье лаять, которое так важно для предупреждения приближающейся опасности. Подобрав где-нибудь диких щенков, человек кормил их тоже пищей, которую добывал сам; щенки выросли, привязались к человеку и всюду следовали за ним.
Итак, союз заключен. Теперь человек имел среди зверей не только врагов, но и верного друга, умного, послушного, чуткого, храброго. С того времени тачалось могущество и господство человека на земле.
Проходил ли человек густою чащею первобытного леса, его друг был с ним, он тонким обонянием и чутким слухом открывал присутствие врага, лютого зверя или страшной змеи, или человека же враждебного племени. Сидел ли человек у костра, греясь в холодную ночь, его товарищ дремал тут же, всегда готовый предупредить о готовящемся нападении. Спал ли человек на своем жестком ложе, его друг охранял его: мрак ночи не мог скрыть от собаки всего, что делалось вокруг на большом расстояние.
Враги человека стали врагами его товарища, собаки. И своих родичей, волков, возненавидела собака ради любви к человеку.
И когда завелись у человека домашние животные, овцы, козы, коровы, собака охраняла и их с таким же усердием.
И когда расселились люди до крайних пределов севера, собака пошла за ними и там, где не могут жить другие домашние животные, потому что нет для них травы и зерна, собака стала рабочим скотом, заменяя упряжных лошадей или оленей.
Можно написать целые книги правдивых рассказов о бесчисленных услугах человеку собакой, о ее уме, преданности, находчивости, о ее неизменной верности человеку при всех испытаниях и бедствиях.
Можно удивляться способностям собак, которых теперь показывают в цирках. Нельзя не любоваться на большую, страшную (для врагов) собаку, когда она играет с детьми, заботясь о том, чтобы не поцарапать их и не причинить им вреда, терпеливо снося иногда грубые детские шалости.
Но не надо забывать, о том отдаленном времени, когда первобытный, беспомощный человек, окруженный врагами, в тяжкой борьбе с природою, нашел себе товарища, союзника и друга—собаку и при ее помощи, победил мир.