Три желания сказка Н. Балуева.
Жили-были два брата. Один из них, старший, был жадный и злой, а другой, младший, кроткий и добрый. Жили они вместе в одной избе, но старшему все казалось, что младший брат и его жена мало работают, а много едят, а потому придумал он разделиться.
Младший не перечил. Разделиться, так разделиться.
Мне все равно, сказал он брату: дели сам хозяйство, как знаешь.
Конечно, старший брат себя не обидел: новую избу и лучшее забрал себе, а младшему брату отдал так кое что и старую избенку, что рядом стояла, сказав:
— Иди с Богом, не поминай лихом.
Кратко ушел младший брат, ничего не сказав, а только подумал:—что ж делать, у брата семья, ребятишки, а мы вдвоем только с женой, нам немного надо, молоды мы, здоровы славу Богу, проживем не горюя и всего наживем.
Вот и живут они себе. Старший удивляется, как это младший молчит на такую несправедливость.
— Ишь ведь, ничего себе, работает да песни поет и сыт и одет. И говорит он жене: видно я ему много дал, не ошибся ли я?
И все ему завидно на брата, хотя у самого и в хозяйстве и в избе, что полная чаша.
Только раз ночью шел по деревне старый престарый человек, весь в рубище. Остановился он около избы старшего брата и постучал в окно.
— Пусти, добрый человек, старичка переночевать, да накорми, чем Бог послал, просил старичок. Устал я и голоден.
Но старший брат ничего не сказал, а только сердито захлопнул окно, сказав:
— Иди с Богом, не прогневайся. А про себя пробурчал: бродяга, только добрых людей беспокоишь.
Старичок постоял, грустно покачал головой и пошел дальше. Он постучал в окно избушки младшего брата.
— Пустите, Христа ради, переночевать!
Увидев дряхлого старика, младший брат пожалел его и сказал:
— Заходи, заходи! Будешь дорогим гостем. Накормим и спать уложим.
Не поленилась и хозяйка встать и что осталось от ужина, собрать старичку и угостить его. Потом уложили его спать на печи.
Рано утром проснулся старичок, поблагодарил добрых хозяев и собрался уходить. Хозяева опять накормили старичка и кусок хлеба дали на дорогу. А когда он вышел из избы, то хозяин пошел его проводить, чтобы не обидели злые собаки. Выйдя за ворота, старичок низко поклонился хозяину и сказал:
— Еще раз большое тебе спасибо за твою ко мне доброту, не теряй времени, иди себе на работу, я и один дойду. Заплатил бы тебе за все да нечем, вот только не откажись от одного подарка: даю я тебе три желания, чего ты ни пожелаешь, то тотчас и сбудется. Ну, а если тебе нечего желать, можешь кому хочешь подарить эти желания.
Сказал старик и ушел.
Очень удивил младшего брата такой подарок.
Задумался он и усмехнулся.
— Диковинный старик, какую штуку выдумал, три желания. Чего ж бы мне пожелать? Сколько ни думал, не мог придумать, чего бы ему пожелать. Кажись, все есть у меня и всем я доволен. Вот брату все мало и все он не доволен. Разве подарить ему одно, желание, а себе два оставить про запас. Он ведь человек семейный, ему много надо.
И пошел он к брату.
— Чего тебе? Неприветливо спросил старший брат и подумал. Верно пришел чего-нибудь просить. Так я тебе и дам!
Но младший брат рассказал ему про старика и про три желания и добавил.
— Вот я и подумал про тебя, что ты все нуждаешься и решил одно желание подарить тебе, а два оставить себе на всяк случай.
— Ах, чтоб тебя задавило, крикнул старший брат: вот жадный, себе взял два, а мне одно. И не успел он договорить, как вдруг обрушился потолок и завалил младшего брата. Чуть- чуть не пропал младший брат, да хорошо, что во время вспомнил про желания и пожелал выбраться живым из-под развалин. И, не сказав ни слова брату, ушел домой.
Тут только старший брат сообразил, как он неосторожно пожелал, даром только изба испорчена и желание пропало.
— Ах, что я наделал! Повторял он. Хорошо еще, что жена и дети живы, да и меня не задавило. И он бросился в конюшню, быстро оседлал лошадь и хотел скорей скакать за стариком, выпросить у него и себе три желания.
— Тогда то я буду счастлив: чего только себе ни пожелаю, все сразу будет. Сел на коня и поскакал, не слушая жену, которая с детьми металась около избы и кричала.
— Разбойник! Куда ты? Тут беда такая, а он куда то скачет.
Но мужа и след простыл.
Долго он скакал, а старика все нет. Уж лошадь совсем загнал. Вот он наконец прискакал к реке, где на берегу сидел старик и ел хлеб.
Соскочив с лошади, он бросился к ногам старика и стал молить его.
— Ох! Прости меня, окаянного, что вчера я тебя не принял, наказал меня Бог, такая беда стряслась. Помоги мне, дай мне, как брату, три желания, а то нескоро я теперь поправлюсь, развалилась моя изба, спасибо, что сам и семья живы остались! Будь добр!
Усмехнулся старичок и сказал.
— Бог с тобой, я зла не помню и если тебе так хочется, то и тебе даю три желания.
Обрадовался старший брат так, что даже забыл поблагодарить старика, вскочил на лошадь и помчался домой. Но лошадь очень заморилась и не могла уже больше скакать, а только шла шагом, как он ее ни бил. Наконец остановилась и ни с места. Что делать?
Бился, бился с ней—стоит, тяжело дышит, а до дому еще далеко. Рассердился старший брат, про все забыл и в сердцах сказал.
— Ах, что бы ты издохла!
И вдруг лошадь зашаталась и упала мертвая.
— Вот тебе и на, вскричал он. Опять нечаянно пожелал не того, что надо. Пропала лошадь и пропало одно желание.
Ну делать нечего: еще два остались, утешал он себя.
Погоревал, погоревал, сняло седло, уздечку взвалил себе на спину и пошел домой. Жарко, устал, а домой надо спешить.
Идет, а сил нет уже. Он начал уже падать на земле, чтобы хоть передохнуть. Наконец кое как дотащился до своего двора, но только вошел в ворота, как набросилась на него жена.
— Ах ты такой да сякой! Тут такая беда стряслась, а ты чуть не до ночи где то шатался и бросил меня с детьми!
— Ну-ну—не кричи, успокаивает он жену. Все тебе расскажу, для вас же хлопотал. И он все рассказал ей, но когда он сказал, как по его желанию издохла лошадь, жена опять подняла крик еще пуще.
— И ты, дурак, потерял уже одно желание и лошадь сгубил?! Да тебя за это мало казнить! Разбойник ты этакой!
Не выдержал муж, рассердился тоже и крикнул.
— Злая ты, баба! Жалости в тебе нет, хотел бы я, чтобы ты сейчас была на моем месте, так не то бы еще сказала. И вдруг седло с уздечкой очутилось на спине его жены и почувствовала она себя такой измученной, усталой, что свалилась на землю.
Что тут делать? Не оставлять же жену на всю жизнь с седлом на спине? Пришлось поневоле, чуть не плача, пожертвовать последним желанием, чтоб освободить жену.
И так пропали три желания без пользы, а даже во вред, но старший брат утешал себя еще тем, что у младшего есть два желания, выпрошу у него себе одно. Он не знал, что у брата осталось только одно уже желание.
— Он ведь глуп, отдаст одно. И пошел поскорей к младшему брату.
А тот, горя мало, поет себе да строгает бревна и доски, думает починить свою старую избу.
Опустился старший брат на одно из бревен и горько заплакал,
— Чего ты, братец или что еще случилось?
— Да разве не знаешь, что со мной беда? Изба развалилась и все через тебя же, ведь это я тогда в сердцах то на твою жадность пожелал, чтоб тебя задавило, а оно и случилось, вот какая беда, уж не знаю, как ты цел остался?
— А я разве дурак, взял да и пожелал, чтобы мне целым выбраться.
Засмеялся младший брат. И как пожелал, так сейчас и сам не знаю, как выскочил живой.
Старший брат так и всплеснул руками и спросил.
— Так значит у тебя осталось только одно желание, а я то хотел слезно просить тебя одно из двух мне уступить. Ай! Ай! А ты уже одно зря потерял.
— И то зря, захохотал брат, а только кабы меня задавило, то и ни одного больше не осталось бы желания.
— И то правда, братик! Грустно сказал старший. Ох! Нечего и думать, ведь не отдашь ты мне последнее желание? А подумай, ведь у меня такая беда, и она через тебя, теперь некуда головы приклонить и во двор хоть и не ходи. Полный разгром, жена плачет, бранится.
И он опять заплакал.
— Что ж! Сказал младший брат в раздумье я, пожалуй, тебе отдал бы свое последнее желание, а то, сказать правду, от него одно беспокойство, все боишься что как пожелает чего не надо или что не хорошо, вот в роде, как ты пожелал. А я слава Богу и так всем доволен, бери себе мое желание.
Обрадовался старший брат, но не мог не подивиться глупости брата.
— Ну вот и хорошо. Весело сказал брать. Очень рад, что мог тебе услужить. Теперь живи себе покойно и скажи мне спасибо, что я избавил тебя от ненужного желания. Сказал и пошел веселый и покойный домой.
— Теперь я не буду дураком. Думал он, а буду осторожен, чтобы зря опять чего не пожелать. Жене ничего не скажу.
И действительно, все время он только о том и думал, как бы не сплоховать. Перестал почти
совсем говорить, старался ни о чем не думать и все ждал чего то особенного, что бы пожелать и все ему казалось мало. Сделался суровым, еще больше сердитым, всем недовольный, не спал, не ел. Измучило его это желание, захворал и умер.
Так пропало и последнее желание, не принеся никому пользы.
Н. Балуева.
-
Свежие записи
Рубрики
- Для воспитателей: (342)
- игры для детей (136)
- конспекты по развитию (125)
- план воспитательно-образовательной работы (20)
- планирование (34)
- сценарии праздников (22)
- Домашний кинотеатр: (11)
- Затейник (99)
- Музыка: (8)
- Папам, мамам: (98)
- Рукодельница: (44)
- Сказкотерапия для детей (14)
- Учимся рисовать (40)
- Читальный зал: (276)
- книги (10)
- Рассказы и сказки для детей (256)
- стихи (13)
- Шарады, загадки, задачи, логогрифы (28)
- Юмор в детском саду (5)
- Для воспитателей: (342)
-