Покормим птиц зимой. Конспект по познавательному развитию. Ознакомление с окружающим. (младшая группа)
Цель: 1. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных
птицах, научить выделять их характерные особенности.
2. Углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать,
сопереживать зимующим птицам;
3. Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.
Оборудование: корм для птиц; карточки с изображением птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, голубь); аудиозаписи голосов птиц.
Ход.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы заметили по пути в детский сад, как холодно на улице? А почему? (Потому, что на дворе зима.)
Воспитатель: Вся земля покрыта снегом. Деревья стоят голые, без листьев. На улице холодно. Все люди надели тёплую одежду. Зимнее солнце светит, но не греет.
Воспитатель: Отгадайте загадку!
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём,
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? Назовите. (Птицы)
2. Беседа о птицах.
Воспитатель: Ой, ребята, послушайте, чей этот голосок?
Звучит музыкальная запись “Голоса птиц – синица”.
Воспитатель: Правильно, это птичка-синичка.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня прилетела птичка – синичка. Ребята, а каких вы еще знаете птичек? (Ворона, снегирь, воробей, голубь.)
Воспитатель: Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья.)
Воспитатель: Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев.)
Воспитатель: А для чего птицам нужны перья? (Ответы детей)
Воспитатель: В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.
В хвосте рулевые перья – направляют полёт. Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания. Ой, ребята посмотрите, а синичка какая – то грустная. Как вы думаете, почему она такая грустная? (Ответы детей)
Воспитатель: На улице наступила зима, птичка замерзла и хочет кушать, а насекомых (кузнечиков и жучков) которых она кушала в теплое время года, уже нет, они спрятались. Ребята, а мы можем помочь чем-то птичке? (Да, покормить.)
Воспитатель: Зимой птичек надо подкармливать, чтобы им не было голодно и холодно. Ребята, как называют птичек, которые не улетают в теплые края, а остаются с нами зимовать? (Зимующие)
Воспитатель: Правильно. А давайте с вами сейчас станем птичками-синичками.
3. Физминутка «Синичка».
Скачет шустрая синичка
Ей на месте не сидится
(прыжки на месте)
Прыг – скок, прыг – скок
(прыжки в сторону)
Завертелась как волчок
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку
(присесть)
Почесала клювом грудку
(встали, наклоны влево – вправо)
И с дорожки на плетень
Тири – тири, тень – тень – тень.
(прыжки на месте на двух ногах)
4. Дидактическая игра «Накорми птиц».
Воспитатель: Синички попрыгали, размялись, и им сильнее захотелось кушать.
Воспитатель: А, мы с вами так и не разобрались, чем же они питаются в зимний период? Может им кто-то может помочь? (Люди)
Воспитатель: А чем мы с вами можем накормить птичек? (Хлебом, зерном, семечками.)
Воспитатель: Да, ребята, зимой люди подкармливают птичек, крошками хлеба, семечками, зерном, а еще любимое лакомство синичек это – сало.
Воспитатель показывает корма и рассказывают о них.
Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы.
Овес, если нет ничего лучше, едят воробьи, синицы.
Пшено и просо – любимая еда воробьев.
Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
Сырое (несоленое) сало – хороший корм для синиц. Сало подвешивают на ниточках.
Воспитатель: Давайте угостим птиц их любимым кормом.
Дети раскладывают корм перед картинками с изображением птиц.
5. Рассматривание кормушки.
Воспитатель: Ребята, отгадайте, что я вам принесла?
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Воспитатель рассматривает с детьми кормушку, ее части.
Воспитатель: Для чего люди делают кормушки для птиц? (Ответы детей)
Вот и вам я принесла такую кормушку. А давайте возьмем кормушку с собой на прогулку и повесим на дерево на нашем участке.
6. Рефлексия.
Воспитатель: Кто прилетал к нам на занятие? Каких птиц называют зимующими? Как люди помогают птицам зимой? На что похожа кормушка?