Представляю вашему вниманию образцы хоровых игр, игровых упражнений и плясок для детей средней группы. Материал будет полезен для музыкальных работников в детского сада.
- Упражнение «Ходьба тихо и громко»
Музыка:
Французская народная песня (сб. Александровой «100 пьес и отрывков для занятий по ритмике»).
Е. Гнесина. Марш (Альбом детских пьес для фортепьяно, 1950).
Ц. Кюи. Маленький марш.
Музыкальное задание:
Различение динамических оттенков музыки — тихо и громко.
Двигательное задание:
Ходьба сильным и осторожным шагом. Умение начинать и кончать движение одновременно с музыкой.
На громкое звучание идти сильным шагом, поднимая ноги. Руки в локтях слегка согнуты, свободный взмах не выше плеч. Голову не опускать, держаться прямо. Шагать, как пионеры. При переходе на тихое звучание идти осторожным шагом, ступая тихо на всю ступню или на носки, как будто в комнате спит мама. С окончанием музыки остановка движения. Отмечать детей с хорошей осанкой и четким шагом. - Игровое упражнение «Птички»
Музыка: А. Банникова. «Птички» (журнал «Дошкольное воспитание», 1950, № 6).
Музыкальное задание: Движение в ритме музыки. Двигательное задание: Легкий бег. Остановка в конце музыки.
С началом музыки бежать—«лететь», как птички; когда музыка окончится, присесть на корточки, отдохнуть. Построение свободное. После прослушивания музыки предлагается детям полетать, как птички. Руки в стороны — это крылья. Бежать легко, не топая, голову не опускать, плечи не поднимать. Руки-крылья мягко взмахивают. Как только музыка кончится, присесть на корточки, отдохнуть. Начинать и кончать «полет» одновременно с музыкой.
Отмечать детей, легко бегающих и точно начинающих и кончающих движение. - Игровое упражнение «Кот и мыши»
Музыка: Старинная английская народная песня («Дошкольное воспитание», 1935, № 2).
Музыкальное задание: Различение тихой и громкой музыки. Двигательное задание: Легкий, осторожный бег, как бы подкрадываясь, и быстрый, стремительный.
Все играющие «мышки» находятся у одной из стен комнаты в «норке», один из играющих — «Кот»—спит у противоположной стены, сидя на стуле. На тихую музыку мышки неслышно подбегают к Коту, так тихо, чтобы не разбудить, и окружают его; могут даже присесть. На громкую музыку «Кот» просыпается и ловит «мышей», а они убегают в свою норку. Кого Кот поймает, тот становится Котом.
При проведении игры в первый раз «Котом» может быть воспитательница. - Пляска с хлопками
Музыка: Латвийская народная полька (сб. «Музыкальные игры и пляски в детском саду». Изд. АПН РСФСР, 1952, стр. 15).
Музыкальное задание: Различение музыкальных частей. Двигательное задание: Хлопки в ритме музыки и легкий бег.
Дети построены по кругу, лицом к центру. На первую, тихую часть музыки хлопают тихо в ладоши. На вторую часть, быстро взявшись за руки, бегут по кругу. Позднее эту пляску можно исполнять в построении парами. Дети ударяют в ладоши, стоя лицом друг к другу. На вторую часть бегут, взявшись за руки, свободные руки вытянуты мягко в стороны. - Хороводная игра с пением «Флажок»
Музыка: М. Красев. «Флажок» (сб. «Музыкальные игры и пляски в детском саду», стр. 9).
Воспитательница называет имя ребенка, про которого будут петь. Ведущий с флажком стоит в центре круга. На вступление музыки все дети легко бегут вокруг ведущего. С началом песни все останавливаются и поют первый куплет. На слова: «Выйди [имя] в кружок» названный ребенок выходит в круг и берет флажок из рук ведущего. С последними словами песни высоко поднимает флажок. Все дети поднимают руки вверх.
Бывший ведущий становится в общий круг.
Называется имя другого ребенка и хороводная игра начинается с начала. - Игровое упражнение «Зайчики»
Музыка: В. Волков. По заячьим следам (сборник фортепьянных пьес «Маленький пианист», Музгиз, 1954).
Музыкальное задание: Воспроизведение ритма музыки. Двигательное задание: Легкие прыжки на двух ногах.
Прыжки на двух ногах, как «зайчики», на месте или продвигаясь вперед.
Направление произвольное, ноги должны стоять параллельно, корпус и голову держать прямо, прыгать, мягко приземляясь, руки — перед грудью с опущенными вниз локтями. Кисти рук мягкие.
Упражнение выполнять поочередно, по группам. После игрового упражнения — ходьба в спокойном темпе. - Игровое упражнение «Бегите ко мне!»
Музыка: Е. Тиличеева. Пляска к игре «Яблонька» (сб. «Играйте вместе с нами», Музгиз, 1954).
Музыкальное задание: Различение музыкальных частей. Двигательное задание: Ориентировка в пространстве и коллективе. Бег в ритме музыке по прямому направлению.
Воспитатель с флажком в руке стоит у одной из стен комнаты.
Дети свободной группой стоят у противоположной степы. С началом музыки они бегут всей группой к воспитателю, протянув руки по направлению к нему.
С началом второй части музыки воспитатель убегает в другое место, а дети, оставаясь на месте, только поворачиваются к нему лицом и опускают руки вниз.
На повторении первой части музыки дети снова бегут группой к воспитателю, протянув руки по направлению к нему.
Во время бега нельзя обгонять друг друга и нельзя не только толкаться, но даже касаться товарищей платьем. - Игровое упражнение «Верхом на лошадке»
Музыка: А. Абасов. Игра в лошадки. Музгнз, 1950.
Музыкальное задание: Освоение ритма музыки. Двигательное задание: Движение галопом с правой и левой ноги. Поедем в гости верхом на лошадке, музыка кончится — приедем, остановимся.
Движение галопом. Направление произвольное. Позднее — в колонне но одному. Следить за легкостью, пружинностью и стремительностью движения, ноги менять (показать обязательно). Исполнять отдельными группами, чтобы легче следить за переменой ног и не переутомлять детей.
После игрового упражнения — ходьба для урегулирования дыхания. - Игровое упражнение «Жуки»
Музыка: А. Серов. «Рогнеда» (отрывок из «Пляски скоморохов»).
Музыкальное задание: Различение акцентов в середине и в конце музыки. Двигательное задание: Легкий бег, движение ногами в положении лежа. Быстрота двигательной реакции.
На первые 8 тактов музыки дети легко бегут на носках с руками, отведенными в стороны, как будто жуки летят. С последним аккордом 8-го такта быстро ложатся на спину, т. е. садятся, а затем ложатся, как будто сразу падают. На продолжении музыки барахтаются, как будто жук не может повернуться, а с последним аккордом быстро встают.
Отметить детей, которые быстро ложатся и быстро встают. - Хоровая игра с пением «Ходит Ваня»
Музыка народная (сб. «На летней площадке», сост. М. Румер и Н. Метлов. Музсектор Госиздата, М., 1928).
Музыкальное задание: Различение куплетов песни. Двигательное задание: Ходьба по кругу в ритме песни с переменой направления в конце куплета.
Дети построены в круг, взявшись за руки. В центре солист. Дети идут четким шагом по кругу под пение воспитателя в темпе песни. С каждым куплетом меняется направление круга. Солист ходит в противоположном направлении. С повторением хороводной игры найденный дружочек становится солистом. - Игровое упражнение «Зайцы и охотник»
Музыка: М. Раухвергер. Комическая пляска, (сб. «Музыкальные игры для дошкольников». «Искусство», 1939).
Музыкальное задание: Различение музыкальных частей. Двигательное задание: Прыжки на двух ногах, осторожный шаг, быстрое падение на пол но музыкальному сигналу.
Все дети-«зайцы» расположены свободно по всей комнате. Воспитатель-охотник — у стены сбоку, как будто под кустом. На первую часть музыки зайчики весело скачут прыжками на двух ногах. С началом второй части музыки зайчики приседают на корточки («спрятались в кусты»), а охотник осторожным шагом ходит между зайцами, ищет — нет ли где зайчонка.
Никто из зайцев не шевелится, и охотник снова уходит «в кусты». С началом третьей части музыки зайчики снова весело скачут. В самом конце музыки охотник со своего места стреляет в зайцев (говорит: «ниф-паф»), зайцы со страху падают, но охотник промахнулся.