Рекомендации родителям “Учим чувствовать красоту”

Рекомендации родителям

Рекомендации родителям.

Эти рекомендации помогут тем родителям, которые заинтересованы воспитывать своего ребенка наблюдательным, эмоционально чувствительным к прекрасному и быть творчески активным. Приведенные здесь авторские методики удобны для использования, они результативны и не требуют много времени, ни лишних усилий и способствуют:

  • воспитанию у ребенка способности радоваться прекрасному в природе, искусстве, в человеке;
  • активизации большего количества органов чувств (зрения, обоняния, слуха, осязания)
    -обучению детей в подборе слов, можно использовать как эпитеты, метафоры, сравнения для подчеркивания красоты предметов и явлений;
  • развития эстетической памяти;
  • стимулированию изобразительно-творческой активности ребенка.

Содержание приведенных авторских игр, сказок, упражнений является ориентировочным, поэтому родители имеют возможность проявить собственное творчество и предложить своим детям рассказы или сказки, игровые упражнения или соревнования, созданные ими самими.

  1. «Узнавай-ка» (для детей 4-7 лет).
    Цель: научить ребенка воспринимать эстетический предмет с помощью различных органов чувств.
    Материал: душистый цветок, красивое большое яблоко (или другой внешне красивый съедобный плод)
    Инструкция: показать ребенку, как можно узнать о предмете больше (имеет форму, цвет, запах, характерную поверхность, вес и т.д.). Рассказать, с помощью каких органов чувств можно воспринять предмет. Например, цвет можно увидеть, форму и поверхность -почувствовать на ощупь, аромат -понюхать.
    Такие задачи периодически повторять с изменением объекта восприятия.
    Добавлена цель: обогащение словаря ребенка эстетическими понятиями. Например: цветок ромашка – стройная; как маленькое солнышко; нежные лепестки; хрупкая; пахнет полем и тому подобное.
  2. Наблюдение в природе (для детей разного возраста).
    Цель: развивать эстетическую наблюдательность (умение увидеть, услышать, наблюдать красивое), формирование эстетического словаря.
    Объекты и явления для восприятия: солнце, небо, облака, трава, деревья, цветы, дождь, снег, река, ручьи, радуга и тому подобное.
    Задача: послушать, рассмотреть, почувствовать на ощупь явления природы (дождь, капель, ветер, роса).
    Обогащение словаря: трава – изумрудная, бархатная, как ковер; капли росы – серебристые, хрустальные, живые; радуга – волшебная, сказочная, красочная и тому подобное.
  3. «На что похоже?» (Для детей 5-13 лет).
    Цель: формировать эстетическую наблюдательность, мышление, развивать творческое воображение.
    Инструкция: упражнение проводится, когда на небе можно наблюдать кучевые облака, которые под воздействием ветра меняют свою форму. Обратить внимание ребенка на то, что облака могут приобретать самые разнообразные формы. Предложить внимательно рассмотреть облака и найти среди них такую (такие), что напоминает определенный предмет (игрушку, животное, растение). Посоревноваться, кто больше увидит таких мысленных образов. Победителю предоставляется возможность нарисовать (слепить) тот предмет, на который было похоже облако.
    Примечание: родители помогают маленьким детям в поиске тех деталей, которые определяют сходство облака с известным предметом.
    Осложнения: предложить задания в форме сказки-загадки «Сказка о облаке»:
    «В солнечный день появилась на чистом голубом небе беленькое облачко. Именно в это время высоко вверху пели весеннюю песню два молодых жаворонка. Одного из них звали Звонкий, второго – Нежный.
  • Смотри, какой большой мыльный пузырь, – махнул крылом в сторону белого облака Нежный.
  • Где, где? Не вижу, не вижу! – зазвучал голос Звонкого. – Это не пузырь, а гигантская черепаха. Вот и панцирь есть, и голова, и лапы, и даже маленький хвост.
  • Нет, нет, не черепаха, а ящерица, ведь хвост длинный и тонкий, – сказал Нежный.
  • Но это уже змея, настоящая, смотри, ножек нет, только голова и длинный хвост, – защебетал Звонкий.
  • Теперь я вижу, что змея. Но куда же делся мыльный пузырь? – удивился Нежный».
    После чтения сказки детям предложите сделать рисунки животных, как их видели жаворонки в меняющихся облаках.
  1. «Угадай, какой цветок» (для детей 5-13 лет).
    Цель: развитие обонятельной образной памяти.
    Материал: несколько (2-3) душистых цветков.
    Инструкция: при знакомстве детей с цветами, должно быть предложено не только любоваться ими и назвать те особенности, которые предоставляют растениям привлекательности, но и запомнить их аромат.
    Во время упражнения-игры ребенку с закрытыми глазами предлагают понюхать цветок, вызвать его образ в памяти и вспомнить его название.
  2. Сказка-загадка «Зима весной» (для детей 5-8 лет).
    Цель: воспитание любознательности, формирование потребности в эстетических впечатлениях, обогащение эстетического словаря.
    «Каждый знает, как в конце суровой зимы хочется, чтобы как можно быстрее наступало тепло. Ждала прихода весны и маленькая пчелка. Ее ожидания были особыми, потому что вскоре должен был состояться первый в ее жизни вылет в большой мир. Она всю долгую зиму подрастала в уютном улье вместе со своими сестрами.
    Старая пчела целую зиму рассказывала деткам о жизни за границей их дома: о сказочном цветении ароматных садов весной, что дарят сладкий нектар, о радужных цветах душистых полевых цветов летом, о золотистом ноябре и последних садовых цветах осенью, о последних пчелиных вылетах во время бабьего лета и подготовке к зиме, когда все засыпает до следующей весны, и во время которой земля и все вокруг покрывается белым, пушистым, похожим на пыльцу, снегом. О снеге старой пчеле рассказывала ее бабушка.
    И вот, наконец, молодой пчелиный рой, радуясь ласковым -теплым весенним лучам солнышка, взметнулся в прозрачную синеву майского неба.
    Маленькая пчелка была очень любознательна, поэтому внимательно рассматривала все вокруг.
  • Ой, смотрите, на дереве маленькие зеленые шарики – пожалуй, плоды созревают, – разочарованно обратилась юная пчелка к старой пчеле, – поздно мы вылетели, ведь ты же говорила, что плоды бывают осенью.
  • Нет, маленькая, – успокоила ее пчела – это дерево – вишня, а на ней не плоды, а бутоны, из которых вот-вот выглянут цветочки.
    Любознательной пчелке слишком хотелось воочию увидеть, как это цветок с бутона появляется. Она решила дождаться этого момента.
    Медленно отстав от других, она легко опустилась на вишню, крепко обхватила мохнатыми лапками тоненькую веточку и начала терпеливо ждать.
    Незаметно спряталось за горизонт солнце, засверкал на небе серебристый молодой месяц, и маленькая пчелка крепко уснула. Проснулась с первыми утренними лучами солнца и высоко взлетела над расцветшим за ночь вишневым садом. Оглянувшись вокруг, пчелка чуть не упала от разочарования:
  • “Ну, я же говорила, что поздно вылетели! Ведь зима началась! – и она скорее полетела с этой новостью к семье”.
    Вопросы для беседы: Вспомни, как мы наблюдали цветущий вишневый сад. Опиши по своим воспоминаниям. Почему пчелка решила, что началась зима? С чем она сравнила цветения вишни в своем воображении?
  1. Сказка «Скрытая красота» (для детей 6-13 лет).
    Цель: воспитывать бережное отношение к природе; формировать представление о внутренней красоте человека; обогащать эстетический словарь.
    «Теплым летним утром проснулось солнышко и своими яркими лучами разбудило взрослых и детей, животных и насекомых, деревья и цветы. День начался. Множество человеческих глаз – василькового, карих, янтарных, серых – улыбнулись ласковому солнечному свету.
    Вдруг солнышко заметило на лесной поляне вроде свой собственный отпечаток, только совсем маленький: медленно раскрылись ресницы-лучики, и оттуда выглянул оранжевый кружочек. Это проснулась лесная ромашка. Солнышко пожелало цветку доброго дня. Золотистый цветок приветливо улыбнулся в ответ.
    В полдень на лесной поляне раздались звонкие детские голоса и ромашка увидела двух девочек. Они живо обсуждали, какими будут их первые школьные каникулы.
    Одна из подруг сразу обратила внимание на ромашку.
  • Какая красивая девчонка! – цветок не могла отвести своего желтенького глаза от девочки.
    По поляне весело кружилась едва загорелая стройная фигурка. Ветерок ласково трепал ее блестяще черные волосы, которые спускались до середины спины. В крупных янтарных глазах девочки играла улыбка, а нежные губы напоминали маленькие лепестки розы. Это прекрасное создание звала Галочкой, а ее подруга не произвела на ромашку никакого впечатления.
    Вторая девочка по имени Лена напоминала округлившийся глиняный кувшин и была рыженькой толстушкой. Ее разукрашенный веснушками вздернутый носик, казалось, хочет заглянуть в маленькие серые глаза своей обладательницы. Лена медленно переходила поляну, не успевая за легкой, как ветерок, Галочкой.
  • Смотри – ромашка! Ею можно прическу украсить, – Галочка, не задумываясь, сорвала цветок и прижала к волосам.
  • Зачем ты! Она бы росла, а так – быстро увянет, – с сожалением сказала Лена, – жаль цветочек …
    Однако Галочка, не слыша замечания подруги, закрепила цветок в волосы и довольная кружилась в танце.
    Ромашка поначалу даже гордилась тем, что служит украшением такого удивительного создания.
    Шли минуты. Полуденная жара не мешала подругам, однако ромашка быстро стала испытывать жажду, ее хрупкие лепестки и некогда упругий стебель повяли.
  • Пить, – тихо сказал цветок.
    Разогретое солнцем волосы девочки больно обжигали нежный цветок и ромашка постепенно потеряла сознание.
    Неожиданно послышался обеспокоен крик Лены:
  • Ой, смотри, ромашка погибает!
  • Ну и что, – равнодушно ответила Галочка, – я себе другую сорву, свеженькую.
    Но Лена, схватив обессиленный цветок, быстро побежала в тень к свой корзине, где прятала от жары бутылку с спасительной водой. Ромашка едва осознавала, как заботливые руки Лены бережно погружают ее в приятную прохладу воды. Цветок почувствовала, как влага поднимается по стебельку к лепесткам, утоляя жажду, и вот она уже увидела над собой широколиственную тень от старой груши-дичка.
    А еще на ромашку смотрели добрые серые Ленины глазки. Курносый носик, ласково интересовался, как себя чувствует маленькое солнышко.
  • Ну, наконец, ожила, – с облегчением выдохнула Лена. – Заберу тебя домой, буду водичку менять. Будешь, жить еще долго-долго!
    Ромашка с благодарностью смотрела в лицо девочки, и каждая веснушка на пышных щечках казалась ей тоже ласковым солнышком.
  • Как я сразу не заметила, какая она замечательная и красивая, эта Леночка! – удивленно подумал цветок, любуясь добрым лицом своей новой подруги».
    Вопросы для беседы: Какой была Галочка? Почему ромашка начала считать Леночку красивой? Чем отличается красота девочек? Можешь ли ты привести примеры хороших поступков? Какую бы подругу ты себе выбрал.
    Развивая у ребенка способность воспринимать прекрасное, надо помнить, что важнейшим в этом процессе является эмоциональная составляющая (эстетические эмоции и чувства, эмоциональная память, потребность в сопереживании). Отсюда следует, что для воспитания стремление детей воспринимать эстетические объекты и явления, недостаточно рассказывать об их свойствах и значимость.
    Главное – это вызвать у них чувство радости, восторга, восхищения. Самым эффективным при этом есть выражение со стороны взрослых (родителей, бабушек-дедушек, друзей семьи и т.д.) в присутствии ребенка своих собственных эстетических чувств к объекту, что воспринимается, с помощью выразительной мимики, жестов, интонации, подбор собственных выразительных слов (эпитетов, сравнений, гипербол и т.д.). Действенность такого подхода объясняется чрезвычайной эмоциональной уязвимостью детей до старшего школьного возраста. Эмоции и чувства взрослых, если они искренние, быстро передаются детям, вызывают такие же переживания, запоминаются, а потом вспоминаются, как приятное событие. Итак, как правило, возникает желание снова попасть в ситуацию, вызвавшую приятные чувства (помочь кому-то, осуществить полезный поступок, посетить парк, выставку, спектакль и т.д.).
    Самое главное -помнить, что умение наблюдать, воспринимать прекрасное и радоваться ему – это первая ступень к развитию духовности ребенка.

(Жанна Маценко, ведущий научный сотрудник Института психологии им. Г. С. Костюка, кандидат психологических наук, доцент.)

Буду очень благодарна, если поделитесь статьёй в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Папам, мамам: с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *