Наказание и поощрение в воспитании детей.
Наказание или поощрения? Вот в чем вопрос…
Каждый родитель рано или поздно сталкивается с дилеммой: наказать, поощрить или, может быть, и то, и другое? Какой метод выбрать и есть ли правильный? Существует угроза реальной путаницы в миллионах советов, которые нам дают публикации о воспитании детей или о которых мы слышим по телевизору за завтраком. И дело не в том, чтобы усложнить вопрос, а в том, чтобы уточнить его. Стоит начать с основного вопроса: имеет ли смысл наказывать и поощрять ребенка, и если да, то как это сделать правильно? Давайте рассмотрим саму идею введения системы наказаний и наград.
Немного теории зависимости от таких случаев, как темперамент ребенка, ценности, данные родителем и т. д.
Специалисты могут предоставить родителям научное обоснование всех методов, связанных с наказанием и вознаграждением ребенка. Окончательное решение о том, окажется ли данная система правильной, остается за родителями, которые обычно руководствуются собственной интуицией.
Эффективность наград зависит от их привлекательности, в этом и заключается основная трудность. Использование метода вознаграждения требует высокой осведомленности о потребностях, интересах и предпочтениях своего ребенка. В принципе, все может быть наградой: время, проведенное вместе с родителями, предоставление некоторых привилегий, словесные похвалы или менее рекомендуемые – сладости или доступ к мобильным устройствам, таким как телефон, планшет, ноутбук. Сочетание похвалы с другими видами призов приносит наилучшие результаты.
Почему награды лучше штрафов? Потому что они относятся к позитивному поведению ребенка, укрепляют его самооценку. Суть вознаграждения заключается в признании прошлого поведения ребенка и побуждении его к дальнейшим усилиям. На практике использование положительного подкрепления очень часто означает, что дети ставят перед собой более сложные цели и обязанности, мотивируют себя работать над собой.
Правила использования поощрения.
Чтобы вознаграждения были эффективными, мы должны придерживаться определенных правил при их применении: во-первых, вознаграждение должно быть немедленным, а это значит, что мы награждаем ребенка, как только он или она ведет себя, как ожидается. Если мы используем награды, которых мы не можем достичь в любой ситуации, то давайте сначала похвалим ребенка и пообещаем ему правильную награду, когда это возможно. Помните, однако, что мы должны держать свое обещание! Если мы этого не сделаем, наши дети могут почувствовать себя обманутыми и прекратит попытки.
Во-вторых, награды должны быть независимы от нашего настроения. Родители, которым рекомендуют положительно мотивировать своего ребенка, часто задаются вопросом, перестанет ли ребенок, когда они снимают подкрепление, вести себя так, как он хочет. Ну нет. Цель вознаграждения – выработать привычку – когда мы замечаем, что это произошло с ребенком, мы можем применять поощрение нерегулярно.
Наказание, то есть отсутствие гарантии улучшения поведения.
Как наказание или поощрение? Наказания являются следствием плохого поведения ребенка, которое призвано ограничить вероятность его повторения в будущем. Чаще всего родители используют устные выговоры, критику, отмену привилегий, принуждение к выполнению чего либо и, к сожалению, телесные наказания. Однако опытные специалисты отмечают, что наказание скорее подавляет поведение детей. Когда взрослый исчезает из поля зрения ребенка, тормоза исчезают. Почему это происходит? Поскольку отрицательные подкрепления не несут информацию о том, чего мы ожидаем от ребенка, они учат тому, чего не следует делать, вместо того, чтобы показывать, что делать взамен.
Правила применения наказаний.
За несоблюдение нисходящих правил часто налагаются штрафы, которые дети не понимают и не знают, как им следует поступать. Януш Корчак объяснил это просто: «Все, что достигается тренировками, давлением, насилием, непостоянно, неопределенно, ненадежно». В ситуации, когда наказания являются основной образовательной мерой, они могут незапланированным образом стать вознаграждением. Почему? Приоритет каждого ребенка – привлечь внимание родителей. Если вы замечаете своего ребенка только тогда, когда ребенок ведет себя таким образом, поведение требующие вмешательства в форме наказания, он будет дублировать поведение, за которое он был наказан. Родительского внимания перевесит стоимость наказания. Есть и хорошие новости: не обращая внимания на нежелательные виды поведения, которые появились впервые, мы можем предотвратить их повторное появление.
Так что вы должны сделать, чтобы повысить эффективность штрафов, когда они вам нужны? Применяйте его сразу после плохого поведения, руководствуясь правильной оценкой правонарушения, чтобы не унизить достоинство ребенка. Делайте это не в гневе, а с позитивным отношением к ребенку, объясняя, за что он наказывает.
Поэтому уместно ли наказывать детей? Кажется, что они должны нести не наказание, а последствия. Чем это отличается? Последовательность естественным образом связана с нежелательным поведением ребенка. Если ребенок пролил сок, он должен убирать за собой. Если он не ел ужин, он не может есть десерт. Если он ударил друга / сестру / брата, он должен помириться (а не просто извиниться!). Последствия наказаний также различаются по намерениям, которые мы приписываем ребенку – когда мы наказываем ребенка, мы предполагаем, что он сделал что-то конкретно. Последствия связаны с подходом, который Януш Корчак формулирует так: “Ребенок хочет быть хорошим. Если он не может, научи его. Если он не знает – объясни. Если он не может, помоги ему.
Что делает последствия более эффективными, чем наказание?” Подводя итоги, мы позитивно оцениваем его, мы пытаемся понять его ситуацию и определить причины плохого поведения, мы объясняем ему, почему он должен поступать именно так. Таким образом, мы даем ему советы о том, как вести себя в будущем.