Конспект занятия по образовательной области “Развитие речи и культура речевого общения” в разновозрастной группе (4-6 лет) на тему “мебель”
4-5 лет
Задачи:
Образовательная:сформировать обобщенное понятие “мебель”;
- формировать представления о мебели, материала из которого она сделана;
- расширить словарный запас слов по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф и т.д.);
- формировать умение составлять описание повествование по предметным рисункам;
- формировать в речи детей употребления относительных прилагательных и способах их образования;
- расширить словарный запас за счет прилагательных;
- закрепить образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Развивающая:
- развивать память, внимание, устную речь, воображение, мышление;
Воспитывающая:
- воспитывать желание бережного отношение к мебели.
Интеграция образовательных областей:”ребенок и природа”,”ребенок и общество”.
Материалы и оборудование:
- видео обращение к детям от кошки;
- картина пустой комнаты;
- маленькие картинки мебели;
- ноутбук;
- презентация на тему «как делают мебель»;
- презентация на тему «из чего сделана мебель?»;
- картинки мебели формата А4;
- мяч;
- колокольчик.
Методы и приемы:
Приветствие гостей; артикуляционная гимнастика; сюрпризный момент, вступительный разговор; презентация на тему «как делают мебель»; упражнение “из чего сделана мебель?”; описание предметов мебели; игра на образование уменьшительно-ласкательных суффиксов; игра «Доскажи слово»; упражнение «будь внимательным»; физкультминутка «Буратино»; заключительная беседа; вопросы к детям; оценка деятельности воспитанников; рефлексия эмоционального настроя.
5-6 лет
Задачи:
Образовательная:
- закрепить обобщенное понятие “мебель”;
- продолжать формировать представления о мебели, ее назначении, материала из которого она сделана;
- уточнить и расширить словарный запас словами по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф);
- продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по предметным рисункам;
- сформировать в речи воспитанников употребления относительных прилагательных и способах их образования;
- расширить словарный запас за счет прилагательных;
- закрепить образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- практиковать в дорисовки отсутствующих частей мебели;
Развивающая:
- развивать память, внимание, устную речь, воображение, мышление, мелкую моторику рук;
Воспитывающая:
- воспитывать желание бережно относиться к мебели.
Интеграция образовательных областей: “ребенок и общество”,”рисование”.
Материалы и оборудование:
- видео обращение к детям от кошки;
- картина пустой комнаты;
- маленькие картинки мебели;
- ноутбук;
- презентация на тему «как делают мебель»;
- презентация на тему «из чего сделана мебель?»;
- картинки мебели формата А4;
- картинки с отсутствующей частью мебели;
- мяч;
- карандаши;
- спокойная музыка;
- колокольчик.
Методы и приемы:
Приветствие гостей; артикуляционная гимнастика; сюрпризный момент, вступительный разговор; презентация на тему «как делают мебель»; упражнение “из чего сделана мебель?”; описание предметов мебели; игра на образование уменьшительно-ласкательных суффиксов; игра «Доскажи слово»; упражнение «будь внимательным»; физкультминутка «Буратино»; пальчиковая игра; рисование отсутствующих частей мебели; заключительный разговор; вопросы к детям; оценка деятельности воспитанников; рефлексия эмоционального настроения.
Ход занятия:
I. вводная часть
Организационный момент. Дети вместе с воспитателем заходят в группу.
Воспитатель: мальчики и девочки у нас сегодня много гостей. Поздороваемся с ними.
Заглянуло утром солнце
В наше светлое оконце,
И зовет «пора вставать, пора глазки открывать!»
Этот день пусть принесет,
много радости, тебе и мне (показывают друг на друга).
Здравствуйте!
Воспитатель: перед тем как мы начнем занятие, давайте поиграем с нашим язычком.
“Иголочка”
Улыбаюсь: вот шутник (широко улыбаются),
Узким-узким стал язык (скручиваю язык в трубочку).
За зубами спрячем язычок (язык показывают и прячут),
Вылез длинный язычок (показывают язык).
Слышится мелодия звонка (воспитатель вместе с детьми подходит к ноутбуку.)
Воспитатель: интересно, а кто это нам звонит? Мальчики и девочки, смотрите, нам звонит Кошка.
(Видео обращение к детям от кошки)
Кошка: «Здравствуйте, мальчики и девочки (воспитанники приветствуют). Меня зовут Кошка. А вы знаете сказку “Кошкин дом”? (Ответы детей). Вы наверное уже знаете, что у меня случилась беда, сгорел мой дом. Но мои друзья помогли мне, и мы построили новый, большой и красивый дом, вот он (показывает большой дом). Но, к сожалению, мы никак не можем расставить мебель в моей комнате, чтобы все поместилось. Я с друзьями слышала, что вы очень умные и хорошие дети, и можете помочь мне обставить мою комнату мебелью. Если вы согласитесь, то я вам вышлю проект моей комнаты и мебели, которая у меня есть. Очень надеюсь, что вы мне поможете. До встречи!»
Воспитатель: (достает картину пустой комнаты, и мебели). Ну что, мальчики и девочки, поможем кошке расставить мебель?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: но перед тем как мы начнем расставлять мебель, давайте и сами узнаем какая бывает мебель, где ее можно купить, из какого материала сделана она и ее предназначение. А сейчас мы посмотрим, как и из чего изготавливают мебель.
II. основная часть
Презентация на тему “как делают мебель”.
– Когда вырастают большие деревья, их вырубают, спиливают все ветки. Таким образом получаются бревна. Их укладывают в грузовые машины и отправляют в мебельный цех, где делают детали для мебели. После того, как все детали готовы, специальные рабочие собирают из них предметы мебели: кровати, стулья, столы, шкафы, табуретки, гарнитуры. Готовую мебель продают в мебельных магазинах.
Воспитатель: а теперь давайте выполним упражнение, которое называется «из чего сделана мебель».
Упражнение “из чего сделана мебель”(Показ презентации)
- Шкаф из дерева-какой? (Деревянный)
- Диван из кожи-какой? (Кожаный)
- Кресло из пластмассы- какое? (Пластмассовое)
- Стол из стекла-какой? (Стеклянный)
- Кровать из железа-какая? (Железная)
Воспитатель: а теперь мы с вами отправимся в мебельный магазин и посмотрим какая мебель там есть. Посмотрите ребята, сколько рисунков, давайте рассмотрим и назовем каждый предмет мебели (дети называют предметы мебели).Так что это, одним словом? (Ответы детей: мебель).
А сейчас мы с вами, опишем некоторые предметы мебели по таблице. Я сейчас начну, а вы потом продолжите. Будьте очень внимательными.
Это кровать. На ней лежат. Кровать для спальной комнаты. Кровать светлого цвета. Кровать сделана из дерева она деревянная, матрас сделан из ткани – он тканевый. Кровать сделана из нескольких частей: спинки, основы, ножек. Кровать похожа на прямоугольник. Чтобы кровать была чистой, ее необходимо пылесосить и чистить щеткой.
Воспитатель: а теперь вы попытаетесь описать предметы мебели. (Дети описывают мебель).
- Это кресло. На нем сидят. Кресло для гостиной комнаты. Оно черного цвета. Кресло сделано из кожи, оно кожаное. Кресло сделано из нескольких частей: подлокотников, сидение, спинки. Кресло похоже на квадрат. Чтобы кресло было чистое, его необходимо пылесосить и мыть.
- Это стул. На нем сидят. Стул для кухонной и гостиной комнаты. Стул черного цвета, а сиденье светлого цвета. Стул сделан из дерева – он деревянный, а сиденье сделано из ткани-оно тканевое. Стул сделан из нескольких частей: спинки, сидение, ножек. Стул похож на квадрат. Чтобы стул был чистым, его необходимо чистить и мыть.
- Это диван. На нем лежат. Диван для гостиной комнаты. Диван светлого цвета. Диван сделан из кожи, он кожаный. Диван сделан из нескольких частей: сиденья, спинки, подлокотников и ножек. Диван похож на прямоугольник. Чтобы диван был чист, его необходимо пылесосить и чистить щеткой.
Воспитатель: сейчас мы с вами поиграем в одну игру «Большой- маленький». Я буду называть вам большой предмет мебели и передавать вам мяч, а вы мне будете называть маленький предмет и возвращать его обратно мне. Но начинать свой ответ вы будете со слов «а у меня маленький, или маленькая….»
- У меня большой шкаф, а у тебя…… а у меня маленький шкафчик;
- У меня большая кровать, а у тебя……. а у меня маленькая кроватка;
- У меня большой стол, а у тебя……….. а у меня маленький столик;
- У меня большой диван, а у тебя……….а у меня маленький диванчик;
- У меня большой стул, а у тебя…… а у меня маленький стульчик;
Воспитатель: а сейчас мы поиграем в игру «Доскажи слово».
Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя …(кровать).
Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване, постели).
Чтобы наши ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле, табуретке).
С пирогами чай попьем за обеденным …(столом).
Рубашку, или кофту, теплый шарф аккуратно сложим В…(шкаф).
Упражнение ” будь внимательным»
Воспитатель: мальчики и девочки, а сейчас я проверю какие вы внимательны. Я буду перечислять названия мебели, а вы внимательно слушать. Если вы услышите название мебели то шагайте на месте, а если вы услышите другой предмет, то вы должны будете присесть.
А теперь слушайте внимательно: стол, стул, юла, кровать, лопата, диван, кресло, грузовик, шкаф, диск.
Воспитатель: мальчики и девочки, а теперь давайте пройдем к нашей картине и поможем расставить мебель в комнате кошки. Перед тем как мы начнем, давайте вспомним где правая, а где левая сторона. (Воспитатель предлагает одному воспитаннику подойти и положить руки на картину, показав левую и правую сторону). Хорошо, а теперь я каждому из вас, дам предмет мебели и скажу в какую часть комнаты необходимо поставить мебель.(Воспитатель раздает каждому воспитаннику по рисунку мебели, а воспитанники растаивают мебель (справа, слева, перед).
Воспитатель: вот и готова наша комната, мебель стала правильно и все поместилось. А сейчас мы с вами проведем физкультминутку “Буратино”.
Буратино потянулся,
Раз- нагнулся,
Два- нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать. Воспитатель: мальчики и девочки 4-5 лет запакуют проект комнаты с помощником воспитателя в конверт и отправят кошке.