Словесные игры с ребенком.
Эти словесные игры не занимают много времени, но очень полезны в развитие словарного запаса ребенка, они будут как нельзя, кстати, родителям, у которых мало времени. Играть в словесные игры можно по дороге в садик и из садика, по дороге к бабушке, в очереди, на прогулке. Как только Вы заметили, что малыш стал отвлекаться на другие предметы, игра прекращается.
- Что это?
Мама называет прилагательное, а ребенок продолжает, называя существительные.
Например, «Белое», а малыш продолжает «Бумага, снег, мел, краска…». Потом играем на оборот. Называем предмет, и к нему подбирают прилагательные. «Дом, какой?» Большой, кирпичный, старый, прямоугольный… - На что похоже?
Научите ребенка фантазировать, что напоминает проплывающие по небу тучки? На что похож корешок или сучек этого дерева? На что похож тот или иной найденный камушек? - Сочини рассказ.
Взрослый называет 4-6 слов, из которых нужно составить маленький рассказ. Если ребенку трудно запомнить все слова, предложите ему картинки. Например: ласты, речка, солнце, лето, пляж. Постепенно усложняйте задание: заяц, машина, окно, дождь, дерево. - Ищем подробности.
Пополняем словарный запас у ребенка, описываем не только предмет, но и из чего он состоит. « Вот велосипед, а что у него есть?» – «Колеса, звонок, багажник, руль, сидение…» – «А что есть у дома?» – «Крыша, двери, окна, балконы…» - Словесная игра в анонимы.
Нужно называть слова противоположные по значению. Например: «Мягкое – твердое, белое – черное, жидкое – твердое, темно – светло, низкое – высокое». - Словесная игра назови свойство предмета.
Малыш должен ответить вам: «Что бывает круглым?» – «Мяч, колесо, яблоко, руль…» – «А что больше – яблоко или колесо?».
«Что или кто бывает пушистым?» – «Цыпленок, котенок, снег, вата…»
Если вы попросили ребенка назвать высокие предметы, уточните у него кто из названых предметов выше других, а кто ниже. Так малыш учатся сравнивать, обобщать и начинает понимать значение абстрактных слов «ширина», “длина”, “высота” и др.
Задавайте другие вопросы о свойстве предметов: что бывает Прямоугольным? Мокрым? Холодным? Теплым? Белым? Мягким? Тяжелым? и т.д. - Слепой.
На детской площадке один из родителей закрывает глаза, а Ваш малыш должен описать все, что он видит кругом. - Продолжи рассказ.
Родители рассказывают занимательную историю и в какой-то момент останавливают рассказ, ребенок должен продолжить, вставив нужное слово по смыслу. - Описание предмета.
Ребенок должен как можно подробнее рассказать об объекте, употребляя неповторяющиеся слова, а родители должны помогать ему, задавая наводящие вопросы. « Для чего он нужен? Какой он формы? Каким цветом ? Из чего он сделан? и т. д.» Так вы побуждаете малыша, описывать разнообразные предметы, чем пополняете их словарный запас и развиваете связанную речь. - Не повторяйся.
Взрослый говорит заведомо не правильное предложение со стилистической ошибкой, малыш должен его поправить. Например, « Мама посахарила сахаром чай. Боря одевал на себя одежду». - Продолжи предложение.
Мама начинает предложение, а малыш заканчивает его:
-Толя катался с горки… (на санках, по снегу)
-Маше на день рождения подарили… (большую, красивую куклу)
– мальчик обрадовался и… (весело рассмеялся)
-Коль поймал на речке… (большую рыбу) - Словесная игра в синонимы.
Пример к слову «дорога» – длинная, извилистая, широкая, асфальтированная. - Необычный маршрут.
Собираясь идти с ребенком на прогулку или в детский сад, предварительно составьте с ним маршрут пути. Проговорите куда вы зайдете, что по пути увидите, на каком транспорте поедите. А по окончании прогулки обязательно проговорите, что видели, где были. - Расскажи мне.
Один из родителей смотрит вместе с малышом мультфильм и где-то посередине показ вдруг «вспоминает» о срочном деле и просит ребенка, потом рассказать ему, чем закончился мультфильм. Малыш, пересказывая окончание мультфильма, учится правильно связывать свою речь и развивает свой лексикон. Не забудьте сказать ему потом спасибо. - Кто последний.
Поочередно описываете, кого-нибудь или какой ни – будь предмет, кто последний назвал слово с описанием этого предмета тому достается победа.
«Мячик, какой?» – «резиновый, круглый, яркий, прыгучий, маленький…»
«А какой у нас папа?» …
Если вы со своим ребенком будете играть в эти словесные игры, то это поможет быть ближе вам к вашему ребенку. Больше с ним общайтесь, развивайте у ребенка логическое мышление, расширяйте словарный запас и развивайте его разговорную речь.
Интересно! Обязательно поиграю со своим ребенком в одну из этих игр!
Уведомление: Прогулки родителей с детьми со смыслом | Моя Кроха