Как учить ребенка говорить.
Почти всем детям в нашей группе уже исполняется 2 года. За прошедший период в организме ребенка произошли существенные изменения. Малыш заметно подрос, начинает разговаривать. С вашей помощью у ребенка на 3-м году жизни будет развиваться внимание, память, речь. Вы увидите ,как станет возрастать запас слов. Пользуясь речью в общении со взрослыми малыш начинает употреблять предложения.
Правда не все слова звучат правильно, малыш не выговаривает некоторые буквы, смягчает слоги. Но все равно речь ребенка имеет большое значение для дальнейшего умственного развития. Как учить ребенка говорить?
Малыш может задавать вопросы: «Где папа?» «Куда пойдем?» и т.д. наиболее частые вопросы «где?», «когда?» . от родителей требуется много терпения, доброжелательности и внимания, чтобы ответить на все вопросы.
Если сравнить , какие были раньше дети , то можно сказать , что сейчас дети поздноговорящие. Чаше встречаются дети, которые не говорят до 3 х лет. Медики и логопеды говорят, что на это влияет два фактора:
1 Это экология
2 Осложнения во время беременности и родов. И если раньше лет 10-15 назад было от 2 до 3х детей со 2ой группой здоровья, (из 30 ти детей) а остальные с 1ой. То сейчас почти все дети со 2 –ой группой.
И еще один фактор , если раньше дети поступали с году и ходили в ясли два года, это было лучше, больше успевали в мл.яс гр прививали культурно гигиенические навыки т.е. учили одеваться, раздеваться , кушать самостоятельно , аккуратно, в ст. яс. гр . дети уже рассказывали стихи, могли рассказать по картине, говорили сложными предложениями.
То сейчас мы больше времени тратим на то чтобы научить ребенка самостоятельно одеваться и другим навыкам. На больничный ребенок уйдет, придет опять приучаем, как будто вновь пришел. Это конечно не ко всем относится , но к большинству.
Чтобы у ребенка правильно формировалась речь, родителям нужно тоже прилагать какие то усилия.Самое первое это разговаривать с ребенком больше. Не стереотипными фразами например: ешь быстрее, или пойдем гулять. А более распространенными предложениями.
«какая вкусная каша , поешь ее, вырастешь большой»
Постоянно совершенствовать способность ребенка подражанию речи взрослого, используя для этого специальные упражнения на подражание. Можно использовать стихи Барто. (то-есть вы начинаете предложение , а ребенок заканчивает)
Полезно делать с ребенком одно , а говорить про другое(например, одевая его на улицу говорить ему о том ,что будет на прогулке) стараться воспитывать у ребенка потребность в речевой деятельности.
Ни в коем случае нельзя удовлетворяться любой речью ребенка, не лениться исправлять его речевые ошибки, показывать ,как надо говорить. Иногда дети искажают слова, заменяют их. Не стоит слишком долго этому умиляться и тем более произносить слова по детски коверкая их исправляйте ребенка . одним словом не сюсюкайте. Сам взрослый показывает на машину и говорит это бибика.
Если ребенок не говорит, это не говорит о том , что у него нет словарного запаса, он у него накапливается внутри. Потом бывает ,что ребенка как прорвало, не остановить.
В мл.яс.гр.больше внимания уделяется сенсорике, т.е.развиваем пальчики. Есть такое выражение: играя с пальчиками – развиваем речь. Если у ребенка пальчики развиты, у него и речь лучше. (игры с пальчиками, пальчиками делать круг, из кулачка показывать указательный пальчик, пальчиковый массаж) И еще большую роль играет язык. Если язык подвижный, дети быстрее учатся говорить. Есть зарядки для языка, упражнения, (сдувать пушинку, летом одуванчики, язычок спрятался и др. Больше играть язычком.) литературы сейчас полно в книжных магазинах. Недаром говорят, если у человека подвешен язык, он более успешен.
Ребенок должен уметь:
1г.6м. обобщать предметы по существенным признакам.
Если в 1г.6м. в норме, что говорят облегченными словами, то к двум годам ребенок должен говорить предложениями.
В 1г.9м. понимать рассказ по картине. Отвечать на вопросы кто, что делает? Говорить двухсловными предложениями.
К двум годам понимать рассказ без показа картинок, говорить 3х словными предложениями. Употреблять прилагательные и местоимения.
2г.6м. говорить предложениями более 3х слов. Задавать вопросы где? куда?
К трем годам употреблять сложные предложения. Вопросы почему? Когда?