Белорусский фольклор

Белорусский фольклор

Белорусский фольклор

Белорусский фольклор.

Игра-путешествие для учеников 5-6 классов.
Цель: узнать о белорусском народном фольклоре: поговорках, пословицах, загадках, сказках и т.д.; развивать язык учеников, обогащать словарный запас; воспитывать любовь и уважение к белорусскому фольклору.
Оформление и оборудование: компьютер, книжная выставка, карточки со скороговорками, аудиозаписи.
Звучит народная музыка (минусовка).
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена самому значимому сокровищу человека- родному языку.
21 февраля в мире отмечается Международный день родного языка. Сегодня в нашем разноцветном и разноголосом мире насчитывается более шести тысяч языков. Половина из них находится под угрозой исчезновения. Именно ради их сохранения и был объявлен День родного языка.
Язык-душа народа, вековая память многих поколений, наше главное национальное сокровище. Живет язык- живет народ, живет память предков. Нет родного языка- нет народа, нет утешения в горе, нет слов радости.
Долго ли проживет дерево, если у него обрубят корни и каким станет человек, если у него заберут родной язык? И сегодня честь и обязанность всех нас – ценить родной язык.
Сегодня мы с вами будем разговаривать о белорусском фольклоре. Переселенцы из других стран принесли с собой свой язык-русский, польский, украинский, но нашим языком остается белорусский. Родное слово является одним из самых больших достояний каждого народа. Его с почетом называют зеркалом культуры.
Наши предки оставили нам богатое духовное наследие ─ устное народное творчество, которое еще называют фольклором. За столетия своей истории белорусский народ создал богатейшее духовное наследие – сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, приметы и поверья и т.д. И теперь мы с вами отправимся в путешествие, где вас ждут интересные задания.

  1. Остановка”пословицы и поговорки”
    Ведущий: в богатой фольклорной сокровищнице белорусов пословицы и поговорки занимают особое место. Это многовековой жизненный и трудовой опыт, мудрость народа, его взгляды на вселенную, природу, семейные взаимоотношения, труд, особенно на земледелие,- словом, на все, с чем сталкивался и сталкивается человек в разные исторические периоды.
    Например:
    – Старость не радость.
    – Как кот наплакал.
    – В родном крае, как в раю.
    – Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
    Давайте будем работать да поговорки вспоминать! Продолжите белорусские пословицы и поговорки.
    Хочешь хорошо жить … должен работу любить.
    Лодырь за дело … мозоль за тело.
    Человек без работы , … что птица без крыльев.
    Гуси низко … зима близко.
    Чего не ешь, того … в рот не неси.
    Нет вкусней водички, как … из родного источника.
    Волка ноги … кормят.
    Что посеешь … то и вырастет (пожнешь).
    Кто работает, … тот не унывает.
    Посуда чистоту … любит.
    От работы руки … не сохнут.
    От лени … жди беды.
    Без наук, … как без рук.
    Где коротко, … там и рвется.
    За глупой головой … ногам беспокойство.
    Чтоб конь хорошо вез, … давай ему овес.
    Мокрый человек … дождя не боится.
    В родном лесу и … куст родной.
    Как работ умеешь, … то и имеешь.
    Ведущий: очень хорошо, молодцы! И мы снова отправляемся в путь.
  2. Остановка”Загадки”.
    Загадка-это образное описание скрытого предмета или явления, требующее разгадки.
    Загадки являются одним из древних видов народного творчества и Белорусского фольклора. Человек складывал загадки о том, с чем он встречался в жизни, дома, на работе, во время отдыха. Его особенно интересовали явления природы, ведь от них зависел урожай и благосостояние народа. Стараясь узнать их, человек сравнивал загадочное с хорошо знакомым, с явным.Я буду вам загадывать загадку, а кто знает, поднимает руку и отвечает.
    В воде купался, да сухим остался. (Гусь)
    Длинный носок, тонкий голосок, кто его убьет, тот кровь прольет. (Комар)
    Насобирали орехов пять мешков,
    Насушили грибов 120 коробов.
    Натаскали шишек гору,
    Трудолюбивые … (Белки)
    Дятел с ночи был сердит,
    Телеграмму перепутал,
    И пошла по лесу байка;
    “Съел лисицу серый … “. (Зайка)
    Без корня, а растет. (Камень)
    Без ног бежит, без глаз смотрит. (Вода)
    Весь в заплатках, а ниток не знает. (Капуста)
    Через границу брат брата не видят. (Глаза)
    Рук много, а нога одна. (Дерево)
    Стоят столбы беленые, на них шапки зеленые. (Березы)
    На поле Егор рассыпал горох, стало светать – нечего собирать.
    (Небо и звезды)
    Без голоса, а воет, без рук, а скатерти стелет. (Метель)
    Белый, а не сахар, без ног, а идет. (Снег)
    Через поля, через луга спустились концы дуги. (Радуга)
    Махнула птица крылом, накрыла весь мир пером. (Ночь)
    Ходит в шляпе, а головы нет. (Гриб)
    Вырос куст, на кусте домики, а в домиках детки. Повеял ветер, домики развалились, а детки покатились. (Горох)
    Ниток много, а в клубок не смотаешь. (Паутина)
    Рогатый, а не бык, еду берет, а не сытый, людям падает, а сам в угол идет.
    (Вилка)
    Белое поле, черные семена, кто его сеет, тот умнеет. (Книга, письмо)
    Фыркает, рычит, ветви ломает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь. (Ветер)
    Ведущий: очень хорошо, вам понравились загадки. Отправляемся дальше.
  3.  Остановка ” приметы “
    Ведущий: а мы тем временем приближаемся к станции “приметы “. Приметы- это меткие народные изречения, в которых предсказывается определенный результат, подтвержденный народным опытом. Проще говоря, люди наблюдают, замечают и делают определенные результаты. А кто из вас знает приметы? (Ответы детей). Хорошо, молодцы! А теперь попробуйте догадаться, о каком признаке пойдет речь.
    Май дождливый- год плодородный. (Будет хороший урожай.)
    Воробьи сидят, нахмурившись – скоро будет дождь.
    Журавли летят высоко- зима еще далеко.
    Журавли летят низко- зима уже близко.
    Сильно парит, на дождь.
    Растения закрывают цветы к дождю.
    Яркие звезды – к погожему дню.
    Если ласточки и стрижи летают высоко – будет хорошая погода.
  4. Остановка “Сказки”
    Ведущий: наше путешествие продолжается, мы приближаемся к станции”сказки”. Сказка-это повествование фантастического или бытового содержания с широким использованием вымысла. Сказки по жанрам делятся на три вида, какие? Кто знает? (Ответы детей.) Правильно! Сказки о животных, бытовые, волшебные. А теперь будьте внимательны, опять к вам вопросы!
    От какого слова происходит слово “сказка”? (Говорить) да, потому что сказки передавались устно, рассказывались.
    Чем народные сказки отличаются от литературных? (Авторством)
    В каких сказках действуют Лиса, Волк, Медведь? (В сказках о животных)
    Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были)
    Какое животное в сказках означает хитрость? (Лиса)
    Какое животное в сказках означает трусость? (Заяц)
    Какое животное в сказках означает упрямство? (Баран)
  5.  Остановка “Скороговорки”
    Ведущий: последняя наша остановка для тех, кто очень любит говорить – “скороговорки “. Вам нужно быстро и правильно проговорить скороговорку. (Детям раздаются карточки со скороговорками.)
    – Три подруги, три белки в троих вили веревки.
    – Барабанщик Баран защищал барабан.
    – Зубренок зубрил урок, вызубрил на зубок.
    – На дворе старый баран стучал по утрам в барабан.
    – Белый аист говорил басню серому зайке.
    – Боб да боб-два боба, а еще боб – три бабы.
    – Водовоз вез воду от водопровода.
    – Потап упаковывал покупателям покупки в пакеты.
    – Хорошо везде хорошему. Хорошему везде хорошо.
    – Ехал Грека через реку, видит Грека в реке- рак, Грека руку в реку всунул, рак за руку Греку- цап!
    – Дятлы клювами долбили деревину.
    – Колосья колосились, выколосовались.
    – Карл у Клары украл кораллы.
    – Ленок не любит лень, лень не любит ленок.
    – Лаурен ловил рыбу, Лара варила рыбу с лавровым листом.
    – Маша шила шапку Саше. Шапку Саше шила Маша.
    Ведущий: молодцы! Наше путешествие по Белорусскому фольклору закончилось, надеюсь, что вам понравилось. До свидания!

А вы, детки наши, дружно живите,
Быстро растите,
Край свой любите,
На родном языке чаще говорите!

Буду очень благодарна, если поделитесь статьёй в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике конспекты по развитию, Шарады, загадки, задачи, логогрифы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *