Белорусский фольклор.
Игра-путешествие для учеников 5-6 классов.
Цель: узнать о белорусском народном фольклоре: поговорках, пословицах, загадках, сказках и т.д.; развивать язык учеников, обогащать словарный запас; воспитывать любовь и уважение к белорусскому фольклору.
Оформление и оборудование: компьютер, книжная выставка, карточки со скороговорками, аудиозаписи.
Звучит народная музыка (минусовка).
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена самому значимому сокровищу человека- родному языку.
21 февраля в мире отмечается Международный день родного языка. Сегодня в нашем разноцветном и разноголосом мире насчитывается более шести тысяч языков. Половина из них находится под угрозой исчезновения. Именно ради их сохранения и был объявлен День родного языка.
Язык-душа народа, вековая память многих поколений, наше главное национальное сокровище. Живет язык- живет народ, живет память предков. Нет родного языка- нет народа, нет утешения в горе, нет слов радости.
Долго ли проживет дерево, если у него обрубят корни и каким станет человек, если у него заберут родной язык? И сегодня честь и обязанность всех нас – ценить родной язык.
Сегодня мы с вами будем разговаривать о белорусском фольклоре. Переселенцы из других стран принесли с собой свой язык-русский, польский, украинский, но нашим языком остается белорусский. Родное слово является одним из самых больших достояний каждого народа. Его с почетом называют зеркалом культуры.
Наши предки оставили нам богатое духовное наследие ─ устное народное творчество, которое еще называют фольклором. За столетия своей истории белорусский народ создал богатейшее духовное наследие – сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, приметы и поверья и т.д. И теперь мы с вами отправимся в путешествие, где вас ждут интересные задания.
- Остановка”пословицы и поговорки”
Ведущий: в богатой фольклорной сокровищнице белорусов пословицы и поговорки занимают особое место. Это многовековой жизненный и трудовой опыт, мудрость народа, его взгляды на вселенную, природу, семейные взаимоотношения, труд, особенно на земледелие,- словом, на все, с чем сталкивался и сталкивается человек в разные исторические периоды.
Например:
– Старость не радость.
– Как кот наплакал.
– В родном крае, как в раю.
– Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Давайте будем работать да поговорки вспоминать! Продолжите белорусские пословицы и поговорки.
Хочешь хорошо жить … должен работу любить.
Лодырь за дело … мозоль за тело.
Человек без работы , … что птица без крыльев.
Гуси низко … зима близко.
Чего не ешь, того … в рот не неси.
Нет вкусней водички, как … из родного источника.
Волка ноги … кормят.
Что посеешь … то и вырастет (пожнешь).
Кто работает, … тот не унывает.
Посуда чистоту … любит.
От работы руки … не сохнут.
От лени … жди беды.
Без наук, … как без рук.
Где коротко, … там и рвется.
За глупой головой … ногам беспокойство.
Чтоб конь хорошо вез, … давай ему овес.
Мокрый человек … дождя не боится.
В родном лесу и … куст родной.
Как работ умеешь, … то и имеешь.
Ведущий: очень хорошо, молодцы! И мы снова отправляемся в путь. - Остановка”Загадки”.
Загадка-это образное описание скрытого предмета или явления, требующее разгадки.
Загадки являются одним из древних видов народного творчества и Белорусского фольклора. Человек складывал загадки о том, с чем он встречался в жизни, дома, на работе, во время отдыха. Его особенно интересовали явления природы, ведь от них зависел урожай и благосостояние народа. Стараясь узнать их, человек сравнивал загадочное с хорошо знакомым, с явным.Я буду вам загадывать загадку, а кто знает, поднимает руку и отвечает.
В воде купался, да сухим остался. (Гусь)
Длинный носок, тонкий голосок, кто его убьет, тот кровь прольет. (Комар)
Насобирали орехов пять мешков,
Насушили грибов 120 коробов.
Натаскали шишек гору,
Трудолюбивые … (Белки)
Дятел с ночи был сердит,
Телеграмму перепутал,
И пошла по лесу байка;
“Съел лисицу серый … “. (Зайка)
Без корня, а растет. (Камень)
Без ног бежит, без глаз смотрит. (Вода)
Весь в заплатках, а ниток не знает. (Капуста)
Через границу брат брата не видят. (Глаза)
Рук много, а нога одна. (Дерево)
Стоят столбы беленые, на них шапки зеленые. (Березы)
На поле Егор рассыпал горох, стало светать – нечего собирать.
(Небо и звезды)
Без голоса, а воет, без рук, а скатерти стелет. (Метель)
Белый, а не сахар, без ног, а идет. (Снег)
Через поля, через луга спустились концы дуги. (Радуга)
Махнула птица крылом, накрыла весь мир пером. (Ночь)
Ходит в шляпе, а головы нет. (Гриб)
Вырос куст, на кусте домики, а в домиках детки. Повеял ветер, домики развалились, а детки покатились. (Горох)
Ниток много, а в клубок не смотаешь. (Паутина)
Рогатый, а не бык, еду берет, а не сытый, людям падает, а сам в угол идет.
(Вилка)
Белое поле, черные семена, кто его сеет, тот умнеет. (Книга, письмо)
Фыркает, рычит, ветви ломает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь. (Ветер)
Ведущий: очень хорошо, вам понравились загадки. Отправляемся дальше. - Остановка ” приметы “
Ведущий: а мы тем временем приближаемся к станции “приметы “. Приметы- это меткие народные изречения, в которых предсказывается определенный результат, подтвержденный народным опытом. Проще говоря, люди наблюдают, замечают и делают определенные результаты. А кто из вас знает приметы? (Ответы детей). Хорошо, молодцы! А теперь попробуйте догадаться, о каком признаке пойдет речь.
Май дождливый- год плодородный. (Будет хороший урожай.)
Воробьи сидят, нахмурившись – скоро будет дождь.
Журавли летят высоко- зима еще далеко.
Журавли летят низко- зима уже близко.
Сильно парит, на дождь.
Растения закрывают цветы к дождю.
Яркие звезды – к погожему дню.
Если ласточки и стрижи летают высоко – будет хорошая погода. - Остановка “Сказки”
Ведущий: наше путешествие продолжается, мы приближаемся к станции”сказки”. Сказка-это повествование фантастического или бытового содержания с широким использованием вымысла. Сказки по жанрам делятся на три вида, какие? Кто знает? (Ответы детей.) Правильно! Сказки о животных, бытовые, волшебные. А теперь будьте внимательны, опять к вам вопросы!
От какого слова происходит слово “сказка”? (Говорить) да, потому что сказки передавались устно, рассказывались.
Чем народные сказки отличаются от литературных? (Авторством)
В каких сказках действуют Лиса, Волк, Медведь? (В сказках о животных)
Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были)
Какое животное в сказках означает хитрость? (Лиса)
Какое животное в сказках означает трусость? (Заяц)
Какое животное в сказках означает упрямство? (Баран) - Остановка “Скороговорки”
Ведущий: последняя наша остановка для тех, кто очень любит говорить – “скороговорки “. Вам нужно быстро и правильно проговорить скороговорку. (Детям раздаются карточки со скороговорками.)
– Три подруги, три белки в троих вили веревки.
– Барабанщик Баран защищал барабан.
– Зубренок зубрил урок, вызубрил на зубок.
– На дворе старый баран стучал по утрам в барабан.
– Белый аист говорил басню серому зайке.
– Боб да боб-два боба, а еще боб – три бабы.
– Водовоз вез воду от водопровода.
– Потап упаковывал покупателям покупки в пакеты.
– Хорошо везде хорошему. Хорошему везде хорошо.
– Ехал Грека через реку, видит Грека в реке- рак, Грека руку в реку всунул, рак за руку Греку- цап!
– Дятлы клювами долбили деревину.
– Колосья колосились, выколосовались.
– Карл у Клары украл кораллы.
– Ленок не любит лень, лень не любит ленок.
– Лаурен ловил рыбу, Лара варила рыбу с лавровым листом.
– Маша шила шапку Саше. Шапку Саше шила Маша.
Ведущий: молодцы! Наше путешествие по Белорусскому фольклору закончилось, надеюсь, что вам понравилось. До свидания!
А вы, детки наши, дружно живите,
Быстро растите,
Край свой любите,
На родном языке чаще говорите!