Малороссийская сказка.
У одного доброго крестьянина была курочка. Хорошо ей жилось и привольно, гуляла она по широкому двору со своими малыми детушками. Были они все здоровые, красивые и только один родился бедным калекой. Вывелся он из крохотного яичка, —с одним глазом, с одним крылом и одной ножкою, будто кто отнял половину его тела. За это его прозвали, «Полпетушком».
Все матери любят своих слабых детей больше здоровых и сильных, —и курочка его больше всех цыплят любила и баловала. Вот цыпленок подрос и стал думать, что он лучше всех кур! И начал он так важничать, как и его отец. А отец его был такой красивый петух, что хотя сто верст исходи вокруг, другого такого не сыщешь. Заметили все куры, как заважничал Полпетушек и стали над ним смеяться. Но Полпетушек думал:
— Пускай смеются, это все от зависти!
А когда цыплята начинали его дразнить, то он говорил про себя:
— Это они с досады, что я на них и смотреть не хочу.
Вот раз и говорит Полпетушек своей матери:
— Надоело мне уже жить в селе, надумал я до царя дойти, хочу посмотреть на царя и царицу! Бедная курочка, закудахтала от страха:
— Кудах-тах-тах! И откуда взялась у тебя эта выдумка, и зачем тебе идти так далеко? Посмотри на своего отца, он никогда не выходил из своего села, и, несмотря на то, на всем свете нет петуха красивее! Лучше, чем у нас на дворе,
тебе и у царя не будет! Посмотри, какая большая у нас навозная куча, какое вкусное зерно нам посыпают, какой спокойный у нас насест, и семья у нас слава, Богу, не маленькая! И все то тебя так любят.
— Это вы не то, —грубо ответил ей упрямый Полпетушек,—а мои братья и сестры глупые, сельская темнота.
— Мое голубятко,—уговаривала его мать, как только могла нежнее, —разве ты никогда не смотрелся на себя в воду и не видел, что у тебя нет одного глаза и одной ноги?
Но Полпетушек только гордо поднял свой красный гребешок и задорно отвечал:
— А может быть я найду доктора, и он мне приставит то, чего у меня и не хватает. Как ты меня не уговаривай, я все равно уйду!
Видит бедная мать, что её уговоры ни к чему не ведут, перестала его уговаривать, а только горько заплакала.
— Милое мое дитятко, сказала она ему опять, послушай же ты хоть моего совета, когда пойдешь в путь, то берегись на белом свете тех людей, что поварами называются, да кухаркам на глаза не попадайся. Это все наши страшные враги и не пикнешь, как они тебе шейку перережут. А теперь пускай тебя хранит Господь и св. Николай, наш добрый помощник в дороге! Иди себе, если не хочешь жить с нами, только попроси отца благословить тебя на дорогу.
Получив благословение матери, Полпетушек подпрыгнул на одной ножке к своему отцу, важному петуху, поклонился ему очень низко в ноги.
Важный петух сейчас же отпустил Полпетушка: он не любил своего безобразного сына. А мать на прощанье так плакала, что за слезами света Божьего не видела, и едва успевала вытирать глаза сухим листочком. Простился со всем своим петушьим родом Полпетушек, махнул крылышком и три раза пропел: этим он извещал всех, что он отправляется в дорогу. Потом он гордо поднял свой красный гребешок и запрыгал по большой дороге к царской столице.
Долго прыгал Полпетушек, и наконец видит он небольшую канавку. Дело было летом, и вода в канавке от жары почти вся высохла: только на дне еще немножко осталось её, да и ту дети, играя, запрудили плотиной. Увидела канавка петушка, обрадовалась, да и журчит ему жалобно:
— Братик, видишь ты, как я ослабела, насилу шевелюсь; нет у меня силы и детскую плотину прорвать, чтобы она мою воды не останавливала, а повернуть вокруг плотины я совсем не могу. Помоги, голубчик, моему горю: разгреби своими когтями песок на плотине. За это ты будешь пить мою воду, сколько захочешь, а как пойдут дожди и прибавится у меня воды, я, может быть, тебе окажу и большую услугу.
А Полпетушек кричит злобно канавке:
— Не хочу разгребать, что я тебе за работник? Разве хочу я, такой важный, служить тебе, жалкой, мутной канавке?
— Ладно! Припомнишь ты и меня когда ни будь, —зажурчала тихо канавка.
— Прежде чем пугать, дождись дождя, — грубо ответил ей Полпетушек, — ты какая сильная на словах, а завтра, может быть, и совсем высохнешь, по твоему дну воробьи прыгать будут.
И пошел Полпетушек дальше и видит лежит среди дороги ветер и едва дышит.
— Милый мой Полпетушек, говорит он. В жизни, как на широкой ниве, все может встретиться, а потому нам нужно помогать друг другу! Подойди поближе, да посмотри на меня: видишь, как меня одолел полуденный жар! А, бывало, я и леса ломал, и крыши срывал, никто против меня не мог устоять. Не лежал бы я и теперь на дороге, да жаркий день уложил меня среди дороги. Если бы ты меня только чуть-чуть от земли своими когтями подбросил, да крылом подмахнул, то я поднялся бы вверх и полетел бы в свою сторону, где моя мать-буря с моими сестрами-волнами из сил выбиваются, —собирают золотые тучки, что я разбросал в разные стороны. Там только я отдохну и снова наберусь сил.
— А ты забыл, —ответил ветру Полпетушек,—как, бывало, ты надо мной издевался: то перья мои всклокочишь, то хвост мой растопыришь, будто индюку; людям на смех. Всякому свое время, теперь и ты лежишь в пыли! —И Полпетушек звонко закричал “кукуреку” и гордой поступью пошел дальше.
Дошел он до сжатой полоски и видит лежит небольшая кучка золы, а от неё идет маленький дымок. Подходит он ближе и видит в золе искру огня; чуть-чуть светится искорка и ласково шепчет ему:
— Ах, —Полпетушек, как я рада, что ты пришел! Ты меня от смерти избавишь. Думала я, что совсем погасну, нечем мне жить, не знаю, где пропал мой приятель- ветер, а он сейчас бы помог мне. Придвинь хоть ты ко мне немножко сухих листьев или соломы, я сейчас же оживу!
— А какое мне до тебя дело? —Дерзко крикнул Полпетушек. Ты мне ни на что не нужна: можешь и погаснуть!
— Ох, берегись! Скоро, может быть, и я тебе пригожусь. Не плюй, говорят, в колодец, может, пригодится и водицы напиться!
— Ишь!—крикнул Полпетушек, —еще и пугает. Вот же тебе за это!
Со злости он засыпал искру золою, а потом весело закричал свое: “кукуреку”.
Долго шел Полпетушек; но ничего на дороге больше не встретил и наконец прибыл в столицу. Пробродил он с полдня по улицам и пошел к царским палатам, чтобы посмотреть на царя и царицу. Подошел Полпетушек к решетчатым царским воротам, а у ворот стоит солдат с ружьем на карауле. Грозно закричал солдат на Полпетушка.
— Стой, куда, зачем, назад!
Полпетушек его не послушал, прыгнул под ворота и очутился на широком светлом царском дворе. Здесь стал он важно ходит, да высматривать, как к царю и царице пробраться. Видит, стоит человек в белой шапке.
— Кто это? —Спросил Полпетушек воробья, что сидел в углу двора на камешке.
— А это царский повар.
— Полпетушек не послушал совета своей матери, и не убежал от повара. Он считал себя сильной и важной птицей и решил испугать своим видом повара. Поднял он гордо красный гребешок, распустил свое убогое крылышко, поднял хвост к верху и смело поскакал к повару боком. А повар только усмехнулся, посмотрел на глупого петушка да и схватил его за крылышко. Потом он вынул широкий нож из-за пояса и чикнул Полпетушка по горлышку, только тот ножкой задрыгал.
— Гей! —Крикнул тогда повар на своих поварят, давайте сюда кипятку, вот я его хорошенько ошпарю,
— Водица, моя сестрица! Жалобно просит Поллетушек воду, будь добра, не печи ты меня, пожалей!
— А ты пожалел меня, когда я текла по канавке?—сердито сказала вода; да и обожгла его до самых костей.
А тут мальчишки-поварята бросились на петушка и вмиг ни одного перышка на нем не осталось. Потом взял повар чашку, положил туда Полпетушка да и поставил его в печку против жару.
— Ой, огонечек, мой братик! —Шепчет Поллетушек, хоть ты не печи меня!
— А вот подожди еще! —Затрещал огонь я тебя научу, как меня золою забрасывать, и припек петушка. Повара на то время не случилось близко, и Поллетушек почернел, как головешка.
Вернулся повар, —видит, что огонь совсем испортил Полпетушка, взял его и выбросил в сорную кучу.
— Эй, ветер -ветерочек, — шепчет ему жалобно Полпетушек: не трогай хоть ты меня, ломай лучше деревья, срывай крыши, гони тучи, а я буду лежать покойно здесь и плакаться на свою горькую долю.
— Нет, ты от меня не уйдешь, —закричал ему ветер, а сам от злости так и свистит вокруг Полпетушка. Потом подхватил он петушка, поднял выше царского дома, да и бросил.
Летит Полпетушек вниз, а на крыше острый железный шпиль. Он на тот шпиль и наткнулся, а ветер, начал его срывать, чтобы еще поиздеваться, но снять не мог и начал вертеть его вокруг шпиля. Так и до сих пор ветер не дает ему ни днем, ни ночью покою.
Отдохнет немного ветер, и Полпетушек отдохнет, но только проснется ветер, и снова начинает вертеть его вокруг шпиля.
(М. Васильева. 1899г.)
-
Свежие записи
Рубрики
- Для воспитателей: (342)
- игры для детей (136)
- конспекты по развитию (125)
- план воспитательно-образовательной работы (20)
- планирование (34)
- сценарии праздников (22)
- Домашний кинотеатр: (11)
- Затейник (99)
- Музыка: (8)
- Папам, мамам: (98)
- Рукодельница: (44)
- Сказкотерапия для детей (14)
- Учимся рисовать (40)
- Читальный зал: (276)
- книги (10)
- Рассказы и сказки для детей (256)
- стихи (13)
- Шарады, загадки, задачи, логогрифы (28)
- Юмор в детском саду (5)
- Для воспитателей: (342)
-