Учимся красиво говорить.
Каждый человек должен знать свой язык, петь народные песни, уметь танцевать свои народные танцы, знать пословицы своего народа, праздники своего края. Человеку нужно многое знать. А как нам лучше выучить родной язык?
Как известно, слушание и понимание – это первая ступень овладения языком. Поэтому, когда дети слушают воспитателя, они учатся понимать услышанное.
Маленькие стихотворные формы, поэтические строки из стихов русских поэтов и фольклорные поэтические произведения могут служить материалом для изучения фонетики русского языка. Дети учатся понимать и говорить по-русски, присоединяются к поэзии, фольклору, узнают разные явления жизни. Это готовые опоры для беседы, для изучения слов, для развития речи.
Строфы и стишки подбираются таким образом, чтобы они были интересны и разнообразны по содержанию, образные, доступные для восприятия. Вопросы к ним помогут начать беседу с детьми.
Работать с стихотворными формами можно по-разному. Двухрядные формы можно просто повторять вместе с детьми, объяснив им значение слов. Другие формы также повторяются, изучаются и используются для беседы.
Очень важно чтобы у воспитателя было хорошее произношение, чтобы оно служило образцом для детей. Поэтому нужно обратить внимание на особенности русской фонетики. Вспомним основные нормы русского произношения.
- гласные и в безударном положении произносятся четко: голова, трудолюбивый, птенчик.
- согласные р, ч всегда произносятся твердо: рябина, Эхо, человек, сказочный.
- звук г фрикативный, протяжный: деньги, костюм, грабли. Только в отдельных заимствованных словах он произносится иначе: пуговица, шурин.
- удлиненные согласные произносятся четко, как двойные: хворост, семена, затишье, зерно.
- звонкие согласные на конце слов, а также в середине слова перед глухими произносятся, как соответствующие глухие: хлев – сарай, нож – нош, лодка – лотка, легко – лехко.
- глухие согласные перед звонкими произносятся, как соответствующие звонкие согласные: просьба – прозьба, косьба – козьба.
- сочетание дж произносится, как один звук дж, а не два д И же: дождь.