Два брата сказка.
Белорусская сказка
Были у отца два сына. Выросли они, как дубы, а отцу нет радости.
Старший, правда старательный был парень, да вот беда: сызмальства всё разные ловушки мастерил, а как подрос, то достал себе ружье и не разлучался с ним. Люди на работу идут, а он ружье на плечо и шмыг в лес или на болото. Таскается там весь день, домой – же с пустыми руками идет, голодный как волк. Топчет лапти, а прибыли никакой. Ежели иногда и застрелит какого либо зайчонка, то скорее несет барину, чтобы тот дал пороху.
А младший сын такой лентяй выдался, хоть его из дома не гони. День и ночь сидит с удочкой на речке, за хозяйство не берется. Наловит горсть пескарей или ершей, а какая от них польза? Разве что коту полакомиться.
Начал и на его отец ругаться, что только время впустую тратит. Но младший сын тоже не слушает отца.
А чтобы оправдаться перед отцом, что с пустыми руками приходят, выдумывают сыновья разные причины.
Старший рассказывает:
- Сегодня с самого утра наткнулся я на стадо коз. Была там коза с козлятами и старый козел бородатый. Но только я прицелился, чтобы выстрелить, а у козла, в ноздрях осы зажужжали. Он как чихнул, так целый рой ос вылетел из ноздрей. Давай те осы козу с козлятами кусать… Ну, они и убежали, как бешеные, в чащу. Я за ними. Выскочил на полянку, а там стоит на задних лапах огромный, как бык, медведь. Ревет сердито и защищается передними лапами от ос. В это время медведь очень злой. Побоялся я стрелять в него и скорее залез на елку. И так и сидел там, на елке, весь день, пока медведь не ушел…
Рыбак рассказывает: - Сижу это я на берегу, смотрю за поплавком. Вдруг какая-то щучина цоп за крючок – и на дно! Я за удилище тяну, аж жилы у меня трещат. Доволок до берега, а щука вильнула хвостом и будь здоров… Забодай тебя! Забросил второй раз удочку. Опять та щучина попалась. Подтянул ее к берегу, хотел руками ухватить, да не удержался и бултых в воду!.. С трудом живой выкарабкался.
Слушает отец сыновей да только головою качал: - Правду ведь люди говорят, что у старшего дым густой, да обед пустой, а рыбак как намочится, так и рыбы ему не захочется.
Думал, думал отец, как ему сыновей отучить от дурной привычки, но ничего не может придумать. Однажды зашел к нему старый нищий и попросился на ночь.
Разговорился отец с нищим, на сыновей пожаловался. - Вырастил, говорит, детей, а подмоги на старости никакой. Ведь, конечно, старший стреляет, а хозяйство погибает…
Выслушал нищий отцовскую жалобу и посоветовал, что ему сделать, чтобы приучить сыновей к хозяйству.
Назавтра отец говорит сыновьям: - Вот что, сынки, есть у меня одна далекая родня. Пойду я к ней. А Вы себе живите, как хотите.
Собрался и ушел.
Остались сыновья хозяевами.
Долго они хозяйничали или недолго, но быстро дожились так, что нечего, как говорят, и в рот положить. Начали братья спорить, кто виноват. Спорили, а правды так и не нашли.
Только вот через некоторое время опять зашел к ним тот старый нищий.
Ну, конечно, нужно покормить путника. А у братьев ни куска хлеба.
Старший укоряет брата: - Ходьбы ты какую-нибудь маленькую рыбку поймал, чтобы было чем чужого человека угостить.
Младший отвечает старшему: - Ходьбы ты какого-нибудь козленка подстрелил…
Послушал их нищий и говорит: - Благодарю вас, братья, за заботу. Есть у меня хлеб, хорошие люди дали.
Достал он из сумки хлеб, сало и начал угощать старшего и младшего. Стыдно им принимать подношение от нищего, да голод не тетка.
Набросились братья на нищую сумку и всю опустошили. - Почему вы такие бедные? – спрашивает у них нищий. – Разве у вас несчастье какое что ли?
Братья тяжело вздохнули: - Совсем пропало наше хозяйство…
- А также вы раньше жили?
- Отец хозяйничал, так хлеб и велся.
- А что он, ваш отец: молодой или старый?
- Да совсем старый уже…
- Вот видите, – говорит нищий, – он старый, да хозяйством питался сам и вас кормил. А вы молодые, крепкие и без хлеба живете.
Стыдно стало братьям, начали они хозяйством заниматься.
Прошел год, и зажили они снова, как надо.
Тем временем вернулся отец с гостей. Посмотрел: хозяйство как положено! Обрадовался он и говорит сыновьям: - Вот теперь я могу спокойно и умирать, потому что вижу, что вы оба ума набрались: ловите, стреляете, но за хозяйством ухаживаете.