развитие речи в раннем возрасте.
Раннее детство — исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, периодом в усвоении речи малышом.
Развитие речи происходит в процессе усложнения общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии. Кроме этого, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.
Потребность ребенка в речевом общении должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную роль играет при этом воспитательная тактика взрослых, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания — и только в этом случае исполнять их.
Важно отметить, что развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.
Наблюдая развитие речи ребенка, можно выделить в нем две линии: во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается его собственная активная речь.
Значительный скачок в общем развитии ребенка, связанный с овладением речью, становится особенно заметным между двумя и тремя годами. Даже если до 2 лет ребенок говорит мало, на третьем году он «вдруг» начинает говорить охотно и много. Он уже лучше понимает речь окружающих людей, и это открывает широкие возможности для возникновения совершенно новых, видов общения со взрослыми и со сверстниками.
Если ребенок 2-3 лет не говорит или говорит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности. Если малыш уже «все понимает», но не говорит и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.
Отставание в развитии речи может иметь причиной и промахи родителей.
Один из них — с ребенком мало разговаривают.
Другой — излишняя словоохотливость взрослых.
Среди обилия непонятных, незнакомых слов ребенок не может уловить, что к чему относится.
Слишком быстрая речь взрослых, невнятное произношение мешают ребенку отчетливо воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова. С малышом надо говорить не спеша, размеренно, четко произнося звуки, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребенка (а также лишними словами — «вот», «значит»).
Эффективному развитию речи в раннем возрасте способствует применение специальных приемов.
- Комментируем происходящее для развития речи в раннем возрасте.
С самого раннего возраста нужно проговаривать вслух все то, что вы делаете или думаете, комментируйте увиденное и услышанное вами и ребенком. Чем младше ребенок, тем проще и короче должны быть предложения и тем четче должна быть ваша дикция. Проговаривать слова следует медленно и отчетливо, давая малышу возможность видеть ваши губы. - Потешки, стихи и песенки для развития речи в раннем возрасте.
Многие детки получают большое удовольствие от сопровождения их повседневных действий стишками, потешками и попевками. А уж пользу от таких занятий на развитие речи «между делом» вообще трудно переоценить! Рифмованный характер текста и простые запоминающиеся мелодии способствуют развитию навыка активного слушания, умения вычленять из звукового потока отдельные звуки и их сочетания, улавливать ритмический строй речи. А простота и понятность содержания таких потешек и их соотнесение с практическими действиями и конкретными ситуациями из жизни ребенка позволяют ему очень скоро вникнуть в смысловое значение слов и выражений. - Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики.
О наличии взаимосвязи между моторикой руки и развитием речи и необходимости регулярно заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой известно всем. Но не стоит ограничиваться репертуар занятий только зарядкой для пальчиков, надо использовать максимально разнообразные варианты игр и упражнений на развитие мелкой моторики, так как каждый новый материал или дидактическая игра требует новых движений руки, а значит, способствует формированию новых связей в головном мозге ребенка. - Работа с изображениями для развития речи в раннем возрасте.
Работа с изображениями предметов, будь то карточки, картинки в книгах или на мониторе компьютера при просмотре презентаций, сводится к тому, чтобы научить ребенка соотносить изображение с реальным предметом. После того как ребенок научится этому, его внимание надо акцентировать на различные детали изображений, учить находить на картинках знакомые предметы, цвета, формы и называть их. - Чтение вслух для развития речи.
Чтение книг чрезвычайно важно как для накопления пассивного словарного запаса ребенка, так и для развития грамматически правильного строя речи. Книги подбирают по возрасту ребенка и всегда заканчивают чтение раньше, чем это наскучит ребенку. - Ролевые игры для развития речи в раннем возрасте.
Уже в раннем возрасте у ребенка появляются первые зачатки будущей ролевой игры в форме подражания действиям и движениям взрослых. Задача взрослых – стимулировать и поощрять такие подражательные игры, направленные на речевое развитие ребенка. Например, можно предложить малышу «позвонить» бабушке по игрушечному телефону или «почитать» вслух сказку кукле.
В условиях коллективного воспитания развитие речи детей и знакомство их с окружающим осуществляется в повседневном общении со взрослыми, на специальных занятиях и с помощью дидактических игр и упражнений вне занятий.
Наблюдая за детьми на протяжении нескольких лет, пришли к выводу, что современные дети страдают задержкой развития речи.
По требованиям «Программы»:
2 – 2.6 м – говорит многословными предложениями (более 3 слов),
появляются вопросы: где? куда?
2.6 – 3 г – начинает употреблять сложные придаточные предложения,
появляются вопросы: почему? когда?
Списочный состав группы 19 человек. На момент поступления в детский сад только речь 4 детей соответствовала возрасту. На данный момент возраст детей 2.2м – 2.10 м. У детей возраста 2.2м – 2.4м (4 человека Таня, Амина, Петя, Марк Х.) активная речь не развита – соответствует возрасту 1.6м. Кроме этого отстает и понимание речи (не знает что такое батарея). Из группы детей возраста 2.7м – 2.10м (15 человек) – соответствует возрасту речь у 5 детей. У 4 детей – на 1.6м, 6 человек – на 1.9м. Данные субъективные, т.к. родители 4 детей (которые в д\с не разговаривают) утверждают, что дети дома активно общаются с помощью речи.
Тем не менее, к 3 годам и к концу учебного года, в основном все дети преодолевают отставание в развитии речи, т.е речь соответствует возрасту.