«Познавательно-исследовательская деятельность в раннем возрасте».
Актуальность темы:
Ребёнок раннего возраста активно познает мир. Эффективным методом познания окружающей действительности является экспериментирование.
Я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, развитии памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.
Поэтому, я считаю, что уже в раннем возрасте необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов.
Цель: изучение возможности организовать познавательно-исследовательскую деятельность в раннем возрасте; повышение профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Повышение своего теоретического и научно-методического уровня через подборку и изучение методической литературы, пособий.
- Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми раннего возраста.
- Создание мини-центра «Песок – вода».
- Ознакомление родителей с возможностями проведения познавательно-исследовательской деятельности в раннем возрасте.
Литература:
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста. – Москва «Просвещение», 2003.
- Е. В.Баранова «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» (для детей 2-4 лет), Ярославль, «Академия развития», 2008г.
- О. А.Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», С-П, «Детство-ПРЕСС», 2005г.
- Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. – Москва Айрис-пресс, 2007.
- Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. – Москва «Мозаика-Синтез», 2007.
- Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – Москва «Мозаика-Синтез», 2006.
- А. С.Галанов «Игры, которые лечат» (для детей от 1 года до 3 лет), М. «Сфера», 2007г.
- М. В.Коробова, Р. Ю.Посылкина «Малыш в мире природы», М.. «Просвещение», 2005г.
- «Обруч» №4 – 2010г. Тема номера «Детское экспериментирование»
- «Дошкольное воспитание» №7 – 2009г., стр.110 – 117 Т. Ермолова, С. Мещерякова «Ранний возраст: игры, развивающие практические и орудийные действия»
План работы на 2015-2016 г.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь 2015 – май 2016 | 1. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста. – Москва «Просвещение», 2003. 2. Е. В.Баранова «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» (для детей 2-4 лет), Ярославль, 2008г. 3. О. А.Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», С-П, «Детство-ПРЕСС», 2005г. 4. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. – Москва Айрис-пресс, 2007. 5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007. 6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – Москва «Мозаика-Синтез», 2006. 7. А. С.Галанов «Игры, которые лечат» (для детей от 1 года до 3 лет), М. «Сфера», 2007г. 8. М. В.Коробова, Р. Ю.Посылкина «Малыш в мире природы», М.. «Просвещение», 2005г. 9. «Обруч» №4 – 2010г. Тема номера «Детское экспериментирование» 10. «Дошкольное воспитание» №7 – 2009г., стр.110 – 117 Т. Ермолова, С. Мещерякова «Ранний возраст: игры, развивающие практические и орудийные действия» | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Изучение методической литературы | Ноябрь 2015 | Посещение курсов повышения квалификации : «Теоретические и прикладные аспекты построения образовательного процесс в ДОУ в современных условиях». | Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов ФГОС ДО. |
Работа с детьми | См. календарный план. | Наблюдение, исследование свойств песка во время режимных моментов, в исследовательской деятельности. | Игры с песком. |
Работа с детьми | См. календарный план. | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Игры с водой |
Работа с детьми | Декабрь | НОД «Забавные капельки». | Исследовательская деятельность. |
Работа с детьми | Январь | НОД «Из чего сделали ложку», «Дорожка из камешков», «Знакомство с тканью и бумагой». | Исследовательская деятельность. |
Работа с семьёй | Июнь – Сентябрь | Привлечение родителей к созданию центра «Песок-вода»: обновить оборудование, собрать природный материал. | Создание и оборудование центра «Песок-вода». |
Работа с семьёй | Июль | Оформление буклета «Песочные игры». | Буклет. |
Работа с семьёй | Январь | Оформление папки-передвижки «Прогулка с ребёнком зимой». | Папка-передвижка. |
Работа с семьёй | Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка для родителей «Мы познаем мир». |