Особенности раннего возраста.
Выступление Мурашова Н.И.
Цель: структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации.
Материал: – Добрый день, дорогие коллеги! Я рада вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём здесь время.
Характерные особенности раннего возраста (от 1 до 3 лет):
• освоения предметных (орудийных) действий путем повторения, подражание;
• изменение отношения к взрослому (взрослый – образец для подражания);
• осознание себя и стремление реализовать собственное «Я»;
• необходимость активного участия в жизни взрослых;
• кризис трех лет.
Симптомы кризиса трех лет:
1) негативизм;
2) непокорность;
3) упрямство;
4) самовольство.
Негативизм – такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-то делать только потому, что это предложено взрослым; это реакция не на само действие, а на взрослого.
Непокорность – проявления поведения, которые в отличие от негативизма безличностные, направленные против норм поведения, навязываемых ребенку.
Упрямство – реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он требует этого.
Самовольство – стремление к самостоятельности, выраженное в реакции «Я сам».
Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста:
1. Принцип единства оздоровительной и воспитательной работы.
2. Единство подхода к воспитанию ребенка со стороны окружающих его людей.
3. Индивидуальное обращение к ребенку.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей.
5. Воспитание позитивного отношения к предложениям и поручениям взрослых.
6. Вред частых запретов, длительных пассивных ожиданий.
7. Своевременное формирование навыков самостоятельности и их осложнения.
8. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого.
9. Поведение взрослого – образец для подражания.
Адаптация – установление наиболее правильных соотношений (биологических и социальных) между организмом и внешней средой (Н. М. Аксарина). Основана на формировании динамического стереотипа поведения.
Биологическая адаптация – перестройка физиологических систем организма, обеспечивающий целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Осуществляется на основе врожденных механизмов.
Социальная адаптация – способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям внешней среды, что дает возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, равно как воздействовать на них в соответствии со своими потребностями. Эта высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие связей человека со средой, постоянно расширяются.
Степени адаптации:
1) легкая – поведение ребенка нормализуется (в течение 10-15 дней) – физиологическая, естественная адаптация;
2) средняя (в течение 15-30 дней) – ребенок худеет, болеет, но не тяжело, без осложнений;
3) тяжелая (длится от 2 месяцев и более) – патологическая адаптация.
Факторы биологического и социального характера, влияющих на характер и продолжительность адаптации ребенка:
• отягощенная наследственность (психические заболевания, алкоголизм родителей);
• патология родов;
• перенесенные острые заболевания;
• неправильная организация режима дня дома (сон, бодрствование);
• жилищно-бытовые условия (чистота воздуха, освещенность помещения, отопление);
• состав семьи.
Наиболее критический возраст для адаптации – от 9-10 месяцев до 1 года 6 месяцев и от 3 до 3,5 лет.
Облегчение адаптации достигается:
1) максимальным приближением режима дня ребенка к режиму дня дошкольного учреждения;
2) приучением ее к активному участию в режимных процессах;
3) широким использованием комплекса закаливающих процедур;
4) увеличением двигательной активности, необходимой для повышения работоспособности детского организма.
Режим – рациональное распределение во времени и правильная взаимная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствования), а также смена видов деятельности.
Бодрствование – деятельное состояние коры головного мозга, поддерживаемый раздражителями из внешнего мира (И. П. Павлов).
Сон – активный процесс, который возникает в результате естественной усталости после достаточного по продолжительности (в соответствии с возрастом) бодрствования.
Физиологическая основа режима – динамический стереотип (система условных рефлексов на время).
Показатели педагогически целесообразного режима:
1) отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.);
2) уровень деятельности малыша соответствует возрасту;
3) ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому;
4) у ребенка хороший аппетит, глубокий сон;
5) малыш активно участвует во всех режимных процессах и положительно к ним относится.
Давайте вместе назовём те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.
Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда, так как дети живут сегодняшним моментом.
Адаптивные возможности ребёнка ограничены, если привыкание происходит тяжело, малыш может заболеть. Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру.
Упражнение «Мягкие шарики»
Цель: почувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала посещения детского сада.
Психолог: «Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад. Сейчас я раздам их Вам. (раздаются мягкие шарики по кругу).
Я раздаю Вам:
Ощущение одиночества и отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени» и «неизвестно заберут ли меня домой?», «а мама придёт?».
Незнакомую обстановку;
Незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;
Недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать, или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться);
Сильную привязанность к взрослому;
Отсутствие опыта разлуки с близкими;
Неумение самостоятельно занять себя;
Избирательное отношение к взрослому/детям.
Новый режим дня.
Удобно ли Вам держать столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что амии хочется сделать?
Упражнение «Я иду в детский сад»
Цель: прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка, пришедшего в первый раз в детский сад.
Психолог: закройте глаза. Представьте, что мама ведёт вас первый раз в детский сад. Вы входите в очень ярко освещённую комнату, видите незнакомую тётю, мальчиков и девочек. В комнате шумно. Рядом с тётей стоит девочка, плачет и зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы оборачивайтесь, чтобы взять маму за руку… а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?»
Задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта. Ребёнок в воспитателе должен увидеть готового прийти на помощь человека, ласкового и заботливого (как мама).
Эмоциональное общение во время игр происходит через проигрывание совместных действий, сопровождаемых улыбкой, направленные на установление тактильного контакта, снятию эмоционального напряжения.
Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым, нужно чтобы игры были фронтальными, то есть проводились со всей группой детей.
Поделитесь, какие игры вы используете для создания атмосферы принятия ребёнка, установления эмоционального контакта, доверия к воспитателю в группе? (Участники делятся своими находками). Давайте попробуем классифицировать игры по цели, которую мы в них закладываем
цель Описание игры
Установление эмоционального контакта с ребёнком, приветствие.
Игра «Иди ко мне»
Я воспитатель. Я встречаю малыша, который пришёл в детский сад. Здравствуй, Алиночка! (Ласково.) Иди ко мне, моя хорошая! (Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает). Ах, какая хорошая Алиночка ко мне пришла! (Игра повторяется).
Снятие беспокойства, тревоги.
Упражнение «Тополиный пух»
Ребёнок примет удобную для него позу. Воспитатель начинает игру с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Пока ваша ладонь лежит на теле ребёнка, другая переносится на новое место.
Развивать внимание к сверстнику.
Упражнение «Прилетела птичка»
Материал: игрушечная птичка.
Ход игры: воспитатель показывает игрушечную птичку и выполняет действия в соответствии с текстом.
Прилетела птичка,
Синичка – невеличка.
К Лене прилетела,
На деток посмотрела,
Дальше полетела.
Сажает птичку на руку Лене и по очереди другим детям.
Успокоить плачущего ребенка Го-ро-шин-ки,
Не-про-шен-ки,
Откуда Вы взялись?
Трамваем или поездом
До Маши добрались?
Нет, портить настроение никто вас не просил!
А может, мы не плакали,
А дождик моросил?
Дети верят в чудеса, Их мир тонок и открыт для сказок. В сказках ребёнок понимает, что он не одинок, может справиться с любой проблемой. Все умеют сочинять сказки. Возможно, ваша сказка, согреет душу ребёнка и поможет ему улыбнуться.
Давайте сейчас вместе сочиним сказку для детей, впервые переступивших порог детского сада. Не забудьте, что в конце сюжета главного героя обязательно забирает мама – это закрепляет представление ребёнка, что мама непременно придёт за ним.
В следующей части нашей беседы я бы хотела подробнее остановится на патологической адаптации – тяжелой (длится от 2 месяцев и более) и сопутствующем особом состоянии – детской гиперактивности.
+ выступление + презентация
Психолог: Наша встреча подошла к концу. Мы узнали много нового о себе и о детях, пришедших в детский сад. Поделились опытом, какие игры можно использовать с детьми в период адаптации. Расскажите, как вы себя чувствуете? Поделитесь, что для Вас было особенно полезным?
Надеюсь, что наши старания и совместная работа не пройдут даром, найдут отражение в понимании своих детей и себя. Спасибо Вам огромное!