Физкультура для малышей.
Физическое воспитание детей раннего возраста имеет целью укрепление здоровья, обеспечение физического здоровья, формирование двигательных навыков (правильная ходьба) и основных движений (бег, ходьба, лазанье, метание). Средствами физического воспитания являются: физические упражнения, закаливающие факторы. Важная роль принадлежит двигательному режиму. В раннем возрасте движения необходимы для познания окружающего мира. Развитию ребёнка способствуют различные формы движений: зарядка, физкультурные занятия, подвижные игры.
ЗАРЯДКА – для детей 3-го года жизни проводится длительностью до 5 минут. В основном это комплексы игрового характера, что вызывает интерес у детей. Например, комплекс утренней зарядки «Зарядка»:
Солнце глянуло в кроватку: Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку: Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире – Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать.
Движения выполняются согласно тексту. Физкультура для малышей. На физкультурном занятии для детей 3-го года жизни предусмотрены основные движения: ходьба, бег, лазание и ползание, метание и катание мяча, прыжки, сюжетные подвижные игры. Принцип индивидуального подхода, поощрение, непосредственная помощь – являются основными в занятиях с детьми. Для развития ходьбы и бега используют игровые упражнения, такие как: «Пройди тихо как мышка», «Пройдём тихо как кошечка», «Бегите ко мне», «Догоните меня» и другие. Для развития ползания и лазания можно использовать упражнения: «Достань игрушку», «Пролезь в воротики», «Доползи до погремушки», «Перелезь через бревно» и другие. Упражнения в бросании, катании предметов укрепляют мышцы туловища, плечевого пояса, рук. Это такие игровые упражнения как: «Прокати мяч», «Поймай мяч», «Прокати шарик», «Скати шарик» и другие. В первой младшей группе вводятся прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, а также в длину и высоту с места. С этой целью можно использовать такие игры как: «Мой весёлый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Перепрыгни через ручеёк», «Позвони в колокольчик» и другие. Для упражнении в равновесии можно использовать следующие задания: «Пройди по дорожке», «Перешагни через кубик», «Пройди по мостику», «Кружатся снежинки» и другие. Основное внимание при занятиях обращается на формирование правильной осанки. Этому способствуют упражнения из исходных положений: лёжа на спине, животе, сидя. На физкультурных занятиях используются подвижные игры, с помощью которых активизируются действия детей, увеличивается двигательная активность. Используются подвижные игры сюжетного характера: «Мишка косолапый», «Самолёты», «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Курочка и цыплята» и другие. Например, игра «Воробушки и автомобиль»
Дети сидят на стульях, по сигналу воспитателя «полетели на дорожку» бегают по площадке, легко размахивая руками. По сигналу воспитателя «машина едет, летите в гнёздышки» дети убегают. Автомобиль уезжает в гараж.
Влияние движений на организм многогранно. Движения способствуют поддержанию постоянства внутренней среды организма, улучшают питание тканей, способствуют воспитанию ритма, обладают антистрессовым действием. Необходимо помнить, что движения являются необходимой потребностью малыша, и чем он моложе, тем труднее ему подавлять эту потребность. Дети не могут долго ходить, бегать, однообразно двигаться. Большое значение в развитии движений имеют прогулки на свежем воздухе. Необходимо, чтобы ребёнок не только играл в спокойные игры, но и большую часть прогулки находился в движении. Можно использовать игры с мячом, игры с бегом, прыжками. Можно предложить ребёнку покататься на велосипеде. В результате занятий с детьми физической культурой малыши будут крепкими, подвижными, меньше будут подвержены простудным заболеваниям. ДЕТИ К КОНЦУ 3-го ГОДА ЖИЗНИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
– ходить и бегать не наталкиваясь; – прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперёд; – бросать, держать, переносить, класть, катать мяч; – ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелезать через бревно, лежащее на полу.