Подвижные народные игры.
- «Аркан-тартыш»
В Киргизии игра с перетягиванием каната проводится по-своему. Тут поединок происходит между двумя участниками. Правда, во время народных гуляний, праздников на спортивную площадку выходит много пар, проводятся настоящие соревнования. Победители в первых парах соревнуются между собой, потом соревнуются победители второго тура, третьего, и так до тех пор, пока не будет выявлен чемпион праздника.
На этих состязаниях перетягивают не канаты, а длинные шарфы, раскрашенные национальным орнаментом. Но вы для этой подвижной народной игры можете использовать веревку. Концы веревки связываются, образуя одно кольцо диаметром 2-3 метра. Перед началом игры на площадке вычерчивается ровная линия. Участники состязания надевают на себя веревочные кольца. Кольца надеваются так, чтобы веревка легла на шею под затылок, потом ее нужно вывести на плечи и пропустить под мышками. Под затылок нужно положить мягкую толстую ткань, чтобы не натереть веревкой. Итак, игроки становятся спиной друг к другу, соединившись одним кольцом. Это кольцо и называется «Аркан-тартыш». Приготовившись, пары становятся на прочерченную линию. По сигналу судьи начинаются состязания. Если соревнуются несколько пар, они становятся на линию, на расстоянии одна от другой не меньше чем 2 метра.
Как только одному из борющихся удается перетянуть соперника за черту, судья останавливает борьбу и называет победителя. Победители в парах ведут поединки во втором туре, соединяясь в пары по очередности своей победы. Борьба по этим же правилам проходит в третьем и четвертом турах до выявления чемпиона.
Момент подвижной народной игры в «Аркан-тартыш» показан на рисунке.
- «Норвежская борьба»
Это еще одна народная игра для детей, где можно помериться силой. Играют в нее мальчуганы в Норвегии. Игра так и называется «Норвежская борьба». В одной книге, где описывается быт норвежских школьников, об этой игре можно прочесть:
«В Норвегии каждый школьник носит с собой две палочки (толщина палочек 2-2,5 сантиметра, длина 17-20 сантиметров). При встрече друг с другом кто-нибудь из мальчуганов вынимает палочки и постукивает одна о другую. Это означает вызов противнику. Если вызов принят, в ответ мальчуган вынимает свои палочки и тоже постукивает ими. Затем они выбирают любую пару палочек, обхватывают каждую рукой и по взаимному сигналу начинают вырывать палочки друг у друга, не вводя в борьбу ноги. После борьбы они вновь постукивают палочками и расходятся».
Итак, поединок окончен, соперники разошлись.
Борьбу с палками посмотрите на рисунке.
Почему бы и нашим мальчуганам не поиграть в такую игру? «Норвежские палочки», о которых мы только что прочли, внешне мало чем отличаются от наших городков. Так что там, где у ребят есть городки, они с успехом могут использовать их для «Норвежской борьбы» и выяснить, кто сильнее, кто более ловкий и стойкий.
Есть похожая народная детская игра у мальчуганов Эстонии, только борются они одной палочкой и она подлиннее. Условие борьбы простое. Каждый соперник крепко держит в руке свой конец палки. Мальчуганы поворачивают палку влево и вправо и внезапно дергают на себя. Кто отнимет палку, тот и победит.
В этой игре есть и более сложные правила. На земле чертят круг диаметром примерно в 1,5-2 метра. Оба противника становятся в этот круг, взявшись руками за палку, и стараются так ее повернуть, чтобы вынудить противника либо отпустить палку, либо шагнуть за пределы круга. Побежденным считается тот, кто ступил за пределы круга хотя бы одной ногой.
- Толкание шеста
Это подвижная народная игра молдавских мальчишек. Кто сильней? На площадке рисуется круг диаметром не менее 3-х метров. Играющие делятся на пары, равные по весу, росту и силе. Для игры нужен шест, крепкий, гладкий, длиной 2 метра. Середина шеста отмечена красным или голубым ободком. Ободок делит шест пополам. Противники могут держаться только за свою половину шеста.
Круг начертан, шест положен в круг. Пары составлены. Игра начинается по свистку судьи. Его выбирают перед состязанием сами ребята.
Первый свисток судьи – пары входят в круг. Противники приветствуют друг друга. Каждый берется за свою половину шеста. Второй свисток – начинается поединок. Цель каждого игрока – вытеснить соперника за круг.
По условиям борьбы играющие имеют право перехватывать шест ближе к концу, дальше, но только на своей половине. Если рука передвинулась, задела половину шеста соперника, судья фиксирует проигрыш. Проигрывает и тот, кто выпустит шест из рук. Основная задача борьбы – добиться, чтобы соперник хотя бы одной ногой шагнул за пределы очерченного круга.
Тот, кто победил, остается в кругу. Он может вызвать в круг для борьбы любого добровольца. Тот, кто трижды одержал победу, получает звание чемпиона дня. Ему надевают ленту победителя или вручают призовой знак.
Если добровольца не окажется, судья вызывает в круг новую пару борцов.
На праздниках на площадке чертят несколько кругов. Победители первых пар участвуют во втором туре борьбы, победители этого тура – в третьем, и так до конца. Кто победит в финальной борьбе, станет чемпионом праздника.
Посмотрите эту народную детскую игру с шестом на рисунке.
- «Перескочки»
«Перескочки» – так назвали эту игру мальчишки в Белоруссии. Игру можно затеять на лесной полянке, на которой вы найдете пенек. На такой пенек ребята кладут свои шапки, пилотки одну на другую. Получается горка из шапок. Первым прыгает тот, чья шапка оказалась вверху. Поэтому, когда начинается детская игра, каждый старается быстрее положить на пенек свою шапку.
Задача играющих – разбежаться, прыгнуть через пенек, схватить свою шапку, не развалив остальные. За ним будет прыгать следующий участник игры, чья шапка оказалась теперь сверху. Если же во время прыжка шапки заденут, и они развалятся, виновник должен все шапки положить заново и свою положить в самый низ. Он снова будет прыгать, но теперь уже последним. Так каждый раз, кто развалил шапки, должен все их собрать и свою положить вниз.
Победителями считаются, конечно, те игроки, которые ни разу не развалили сложенные шапки. А те, которые вынуждены были свои шапки положить вниз, несомненно, побежденные.
Народная детская игра из Белорусии «Перескочки» показана на рисунке.
- «Ялыга-таусмак»
«Ялыга-таусмак» – туркменская подвижная народная игра. В переводе эти слова означают: «Достань платок». В этом и состоит задача игроков, участвующих в народной игре. «Ялыга-таусмак» теперь стала в Туркмении национальным видом спорта. Игра включена в программу легкоатлетических соревнований. Но игру эту можно провести и во дворе.
Платок подвешивают на веревке, укрепленной на какой-нибудь опоре так, чтобы его можно было поднимать выше и выше. Победит в этой игре тот, кто сможет прыгнуть выше всех и снять платок с веревки.
Посмотрите эту туркменскую народную игру на рисунке.
- «Куобах»
Это игра якутских ребят. «Куобах» в переводе на русский язык означает «Заяц». Игра заключается в том, что игрок должен сделать двенадцать прыжков, сомкнув ноги. Тот, кто прыгнет дальше других, тот и выиграет состязание.
Младшие ребята сокращают количество прыжков до трех – пяти.
Любопытна история появления этой игры, рассказанная этнографом: «…Задумавшись, шел охотник по лесной тропе и едва не наступил на зайца. Тот стремительно отскочил и скрылся в кустах. Запоздало прогремел выстрел. Досадуя на свою оплошность, охотник попытался передразнить косого. Оттолкнувшись двумя ногами, сделал прыжок, но прыгнуть далеко не смог. Прыгнул еще раз – снова неудача. Хитрый оказался куобах – ловко прыгает… Позднее, потренировавшись, охотник научился выполнять эти мудреные прыжки. Как-то показал товарищам. Нашлись последователи». Однажды между ними возник спор: кто прыгнет дальше? Необычное состязание выявило первого чемпиона.
Теперь в Якутии «Куобах» – национальный вид спорта, который входит в прыжковое троеборье.
Проведите эту подвижную народную игру во дворе, в пионерском лагере. Она показана на рисунке.
- «Ыстанга»
Есть в Якутии игра, основанная на прыжках, которая стала теперь национальным видом спорта. Называется она «Ыстанга». В переводе это слово обозначает «шаг скачущего оленя».
Это прыжок в длину без разбега с ноги на ногу.
В Якутии состязания в прыжки ыстанга проводятся на спортивном стадионе или на ровной полянке. Каждый прыжок отмечается полоской бересты. Он называется «туос». Одиннадцать полосок – программа прыжков выполнена. Последняя полоска – и нужно измерить длину прыжков. Проведите такую игру-состязание у себя во дворе, на площадке. Отметили линию старта – отсюда, с этой линии, начнется первый шаг-прыжок. Перед началом игры нужно условиться, с какой ноги начинают прыжок – с правой или левой и какое количество прыжков разрешено выполнять.
На финише последнего прыжка первого участника сделайте отметку мелом и поставьте финишный флажок. Победит тот, кто передвинет дальше финишный флажок.
Состязание «Ыстанга» показано на рисунке.
- «Сахреоба»
В Грузии ребята играют в «Сахреоба». Игра эта требует хорошей прыгучести и умения сохранять равновесие.
Для этой народной детской игры каждый мальчуган припасает себе палку, наподобие биты для игры в городки. Диаметр палки – не более 5 сантиметров. Она должна быть ровно обстругана. Играющие кладут свои палки в ряд с интервалом 50 сантиметров одна от другой. Образуется ровная цепь параллельно лежащих палок.
Чем больше участников игры, тем длиннее цепь, значит, и труднее состязание. На концах цепи с обеих сторон кладут по плоскому камню. По очереди участники игры должны, прыгая на одной ноге, обойти все палки змейкой. Это упражнение повторяется три раза. Затем идет следующий тур. Играющие прыгают через палку, ставя ноги перпендикулярно палкам. Обратно нужно возвращаться тоже прыжками, только стопа должна ставиться параллельно палкам. Каждый раз, выполнив задание тура, играющий имеет право отдохнуть на камне, но не более одной минуты.
Играющие придумывают разные способы перескакивания палок. Заканчивают игру, обычно прыгая с палки на палку. Тот, кто оступился, выбывает из состязания. В игре остаются победители.
Игра «Сахреоба» не только увлекательное состязание, но и зрелище, которое привлекает к себе внимание зрителей. Во время народных праздников игра «Сахреоба» проводится под звуки бубна или какого-либо другого ударного инструмента и напоминает лихой танец джигита.
Детская народная игра «Сахреоба» показана на рисунке.
- «Чокит – хтома»
В последние годы в Грузии возродился старинный вид состязаний: преодоление препятствий – ручьев, камней, заборов – с помощью шеста. Называется эта игра «Чокит-хтома», и теперь она стала национальным видом спорта.
История сохранила много примеров, когда шест помогал человеку в преодолении всяческих препятствий. Для игры-состязания «Чокит-хтома» нужен упругий шест, для вас, ребята, длиной 2-3 метра. Играть нужно так. Определите линию старта, от которой начнутся прыжки. Перед прыжком играющий становится так, чтобы конец его шеста упирался в линию старта. Сам он отходит на шаг-полтора за линию. Ладонью левой руки он придерживает шест снизу, правой ладонью обхватывает его сверху и всей тяжестью корпуса опирается на правую руку. Подпрыгнув, он вытягивает ноги вперед, стремясь сделать прыжок наиболее длинным (посмотрите на рисунке момент прыжка). Перед игрой уговариваются, сколько прыжков подряд можно выполнять соревнующимся. Победителем считается тот, кто за установленное количество прыжков оказался дальше.
- «Погоня за зеброй»
Это подвижная игра африканских мальчишек. Узнали о ней журналисты, которые в 1972 году приехали на Олимпиаду в Мюнхен. Там спортсмен из Уганды, по имени Акин Буа, установил мировой рекорд в беге с барьерами на 400 метров, преодолев дистанцию за 47,2 секунды.
Успех был вознагражден золотой медалью чемпиона. Журналисты окружили юношу и стали его расспрашивать, как он сумел так хорошо подготовиться к Олимпиаде.
И спортсмен из Уганды рассказал об игре, которая стала теперь известна всем любителям спорта. Вот что он рассказал:
– Мы привыкли преодолевать прыжками различные препятствия, охотясь за зебрами. Все мальчишки в нашей семье ходили на охоту с отцом. Отец был самым быстроногим. Он мог догнать зебру и схватить ее за хвост. А когда отца не было, мы играли в погоню за зебрами сами. Один из нас выходил вперед на 10-15 метров, да не по прямой дороге, а по лужайке, перегороженной кустарниками, слегами, а остальные догоняли его. Кто первым настигал изображающего зебру, надевал его полосатую майку, которая служила как бы переходящим трофеем.
А почему бы и вам, ребята, не устроить такую подвижную игру? Установите на площадке барьеры, преграды и догоняйте зебру, как показано на рисунке.
- «Вратарь и мишени»
Эту игру мы заимствовали у польской ребятни.
На любой спортивной площадке во дворе, на лужайке в землю вкапываются два столба на расстоянии 2-3 метра друг от друга. Столбы врыты в землю, и к ним прибиты два круга – мишени. Диаметр каждого круга 1 метр. В воротах стоит вратарь. Задача вратаря не только не пропустить мяч в ворота, но и не допустить, чтобы он попал в круглую мишень. Кто попал в ворота, получает 2 выигрышных очка. Попал в мишень – 1 очко. Зато вратарь, сумевший защитить ворота и мишени, получает за перехваченный или отбитый мяч, направленный в ворота, 2 очка, в мишень – 1 очко.
Цель вратаря – набрать 10 очков, цель играющих – столько же. Находясь в 10 метрах от ворот, играющие по очереди бьют пенальти. Если попал, можно повторить удар. По ходу игры тот, кто первый набрал 10 очков, получает право стать на место вратаря. Если вратарь набрал 10 очков, он имеет право на дополнительное время в воротах, но не более чем до 5 очков. При этом все набранные очки в первом периоде аннулируются, и всё надо начинать сначала. Зато во втором периоде игроки должны набрать только 5 очков. 5 очков завоевал – становись на место вратаря!
Детская игра показана на рисунке.
- «Чинлон»
В Камбодже, в Бирме и на Цейлоне этой народной игрой увлекаются мальчишки.
Начертите на волейбольной площадке два круга: большой, диаметром 10-15 метров, и внутри него второй, центральный, диаметром 5-7 метров. Начертить круги нужно так, чтобы волейбольная сетка делила их пополам.
С каждой стороны сетки размещается по 6 игроков. Игра идет волейбольным мячом, его, как обычно, перебрасывают через сетку, но подача и пасовка мяча идет способом «чинлон». Игрок принимает и отдает мяч, подбрасывая его то плечом, то ногой, то головой. Он может, перед тем как перепасовать мяч, пожонглировать им, но не больше шести раз.
Счет в игре похож на волейбольный. Каждые 15 очков составляют партию.
Как определяются очки?
Если мяч при подаче и в игре попадет в центральный круг противника, команде зачисляется 2 очка, в большой круг- 1 очко; если мяч попал за большой круг, команда теряет подачу – это аут.
Играют 12 человек; можно занять в игре только 10, тогда команды делятся по 5 человек.
Мяч в игру подается с края большого круга из любой точки его окружности. Игроки размещаются по всему полю большого круга.
Подающий может не посылать мяч сразу за сетку противника, а, подбросив, послать его головой, плечом, ногой любому своему игроку, который тем же способом – перепасовать другому, и мяч летит за сетку неожиданно для противника. Но в этом случае установлены два строгих правила:
- получив мяч, им можно жонглировать не больше шести раз;
- перепасовывать мяч от игрока к игроку в команде можно не больше трех” раз. И еще одно правило: уронил мяч – проигрыш, потеря подачи.
Посмотрите момент подвижной народной игры в «Чинлон», он показан на рисунке.
Уведомление: Народные игры | Моя Кроха