Задачи на смекалку.
- Задача о трех мудрецах
Три древних мудреца вступили в спор: кто из троих более мудр? Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.
— Вы видите у меня,- сказал он,— пять колпаков: три черных и два белых. Закройте глаза.
С этими словами он надел каждому по черному колпаку, два белых спрятал в мешок.
— Можете открыть глаза,— сказал прохожий.— Кто угадает, какого цвета колпак украшает его голову, тот вправе считать себя самым мудрым.
Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга…
Наконец один воскликнул:
— На мне черный !
Как он догадался?
Мудрец рассудил так: «Я вижу перед собой два чер¬ных колпака. Предположим, что на мне белый. Тогда второй мудрец, видя перед собой черный и белый колпаки, должен рассудить так: «Если бы на мне был тоже белый колпак, то третий бы сразу догадался и заявил что у него черный. Но он молчит, значит на мне не белый, а черный». А так как второй не говорит этого, значит на мне тоже черный». - Милостивый закон
В некотором государстве был такой обычай. Каждый преступник, осужденный на смерть, тянул перед казнью жребий; который давал ему надежду на спасение. В ящик опускали две бумажки: одну с надписью «жизнь», другую с надписью «смерть». Если осужденный вынимал первую бумажку, он получал помилование; если же он имел несчастье вынуть бумажку с надписью «смерть», приговор приводился в исполнение.
У одного человека, жившего в этой стране, были враги, которые оклеветали его и добились того, что суд приговорил его к смертной казни. Мало того, враги не желали оставить невинно осужденному ни малейшей возможности спастись. Ночью, накануне казни они вытащили из ящика бумажку с надписью «жизнь» и заменили ее бумажкой с надписью «смерть». Теперь, какую бы бумажку ни вытянул осужденный, он не мог избегнуть смерти.
Так думали его враги. Но у него были и друзья, которым стало известно про козни врагов. Они проникли в тюрьму и предупре-дили осужденного, что в ящике оба жребия имеют надпись «смерть». Друзья убеждали осужденного открыть перед судьями подлог его врагов и решительно настаивать на осмотре ящика со жребиями. Но, к изумлению друзей, осужденный просил хранить проделку врагов в строжайшей тайне и уверял, что тогда он будет спасен. Друзья приняли его за сумасшедшего.
Наутро осужденный, ничего не сказав судьям о заговоре врагов, вытянул жребий — и был отпущен на свободу!
Как же ему удалось так счастливо выйти из своего, казалось бы, безнадежного положения?
Вынимая жребий, осужденный поступил так: он вынул одну бумажку из ящика и, никому не показывая, проглотил ее. Судья, желая установить, что было написано на уничтоженной бумажке, должен был извлечь из ящика оставшуюся бумажку: на ней была надпись «смерть». Следовательно, рассуждали судьи, на уничтоженной бумажке была надпись «жизнь» (ведь они нечего не знали о заговоре). Готовя невинно осужденному верную гибель, враги невольно привели его к спасению. - Жестокий закон
Некогда жил жестокий правитель, который не хотел пускать никого в свои владения. У моста через пограничную реку был поставлен часовой, вооруженный с головы до ног, и ему приказано было допрашивать каждого путника:
— Зачем идешь?
Если путник в ответ говорил неправду, часовой обязан был схватить его и тут же повесить. Если же путник отвечал правду, ему и тогда не было спасения: часовой должен был немедленно утопить его в реке. Таков был суровый закон жестокосердного правителя, и не удивительно, что никто не решался приблизиться к его владениям. Но вот нашелся крестьянин, который, несмотря на это, спокойно подошел к охраняемому мосту у запретной границы.
— Зачем идешь? — сурово остановил его часовой, готовясь казнить смельчака, безрассудно идущего на верную гибель. Но ответ был таков, что озадаченный часовой, строго исполняя жестокий закон своего господина, не мог ничего поделать с хитрым крестьянином.
На вопрос часового: «Зачем идешь?» – крестьянин дал такой ответ:
— Я иду, чтобы быть повешенным вот на этой виселице. Такой ответ поставил часового в тупик. Что он должен сделать с крестьянином? Повесить? Но тогда выйдет, что крестьянин сказал правду, за правдивый же ответ было приказано не вешать, а топить. Но и утопить нельзя: в таком случае окажется, что крестьянин солгал, а за ложное показание предписывалось повесить. Так часовой и не мог ничего поделать со сметливым крестьянином.