Детские подвижные игры из ларчика

детские подвижные игры

детские подвижные игры

Эти детские подвижные игры взяты из книжки «Ларчик с играми» автор С. Глязер от 1975 года, но я уверена они не потеряли своей актуальности. Книга будет интересна воспитателям детских садов, пионервожатым, а также родителям маленьких непосед. Расскажите и научите своих детей правилам этих игр, и они с благодарностью будут вспоминать свое детство. Ведь вы взрослые дяди и тети сами, когда были детьми, играли во дворах в салки, пятнашки, прятки или скакали целыми днями на резиночке.
Постарайтесь, чтобы ваш ребенок большую часть времени проводил на улице, а не дома за компьютером. Подвижные детские игры принесут только пользу вашему ребенку, укрепят здоровье, разовьют быстроту реакции и научат его общаться со своими сверстниками.

    • Кто водящий?
      Почти во всех детских подвижных играх, собранных в этом разделе, существует одно общее правило: в игре обязательно есть водящий. Он может называться по-разному – пятнашка, салка или еще как-нибудь. Когда игра уже идет, водящим становится тот, кто побежден, пойман, запятнан или, наоборот, нашел, победил, поймал. А как начать игру? Кто поначалу должен стать водящим?
      Для этого испокон века существует правило: жребий или считалка. Все участники детских подвижных игр становятся в круг, и любой из них начинает читать смешные стишки-считалки. Он начинает от себя, по кругу, каждым словом считалки отсчитывает ребят. На кого выпадет последнее слово считалки, тот выходит из круга, и считать начинают сначала. Кто остался в круге, тот и водит.
      Считалок придумано тоже очень много. Самых разных.
      Вот несколько считалок, выбирайте любую. Нашу первую считалку, конечно, знают все:
      Раз, два, три, четыре, пять,
      Вышел зайчик погулять.
      Вдруг охотник выбегает,
      Прямо в зайчика стреляет.
      Пиф-паф, ой-ой-ой,
      Умирает зайчик мой.
      Принесли его домой,
      Оказался он живой.
      А вот эту считалку знаете?
      Шел домой
      От Вани Саня
      И не встретил никого.
      Шел домой
      От Сани Ваня,
      Встретил Ваня
      Никого
      И спросил
      У никого:
      – Ты кто?
      – Я – никто.
      – Ты где?
      – Я – нигде.
      – Ты откуда?
      – Ниоткуда.
      – Ты куда?
      – Никуда.
      – Ты мне враг?
      – Никогда.
      Вопросы задает считающий, а отвечает ему в кругу тот, на кого пал вопрос. Последний ответ, «никогда», говорит весь круг друзей, и тот, на кого выпало это слово, выходит из круга.
      Очень забавную считалку придумали уральские ребята из города Перми:
      А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – Едет жаба на еже. 3, И, К, Л, М, Н, О – Зайка, глянь ко мне в окно. Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я – А у щуки чешуя.
      А вот еще одна старая-старая считалка:
      На горе, на пригорке
      Стояли двадцать два Егорки.
      Раз – Егорка, Два – Егорка, Три – Егорка…
      Считайте до двадцати двух.
      Двадцать второй Егорка водит.
      Выбрали считалку?
      Теперь станьте в круг и считайте. На кого приходится последнее слово, тот выходит из круга.
Кто водящий

Кто водящий

    • „Хитрые пятнашки”
      Эту детскую подвижную игру можно провести на любом дворе. Достаточно трех-четырех человек, чтобы ее затеять. Но в каждом городе, в каждом дворе в пятнашки и, как эту игру еще называют, салки играют по-своему. Придумывают разные неожиданные хитрости, чтобы играть было более интересно пятнашки».
      Вот несколько примеров «Хитрых пятнашек». Их придумали сами ребята.
      На площадке рисуется несколько кругов или квадратов. Это «дома». Кто вскочил в «дом», того нельзя пятнать.

      Хитрые пятнашки 1

      Хитрые пятнашки 1

      Играют в пятнашки и так: нельзя пятнать игрока, который коснется обеими ладонями стенки, забора или любой другой преграды. И тут уж водящий не зевай: если видишь, что преследуемый бежит к стенке, пересеки ему путь.
      Играют ребята и в «Турецкие пятнашки». По условиям, того, кто успеет сесть и сложить ноги по-турецки, нельзя пятнать.
      Есть и такие «Хитрые пятнашки», их назвали ребята «Давай руку». Эта детская подвижная игра – взаимная выручка. Если убегающий от пятнашки успел взять за руку любого своего партнера, его нельзя пятнать.
      И, наконец, играют в пятнашки с ленточками. Для этой игры уже нужно много ребят. В игре вместо одного – трое пятнашек. Для такой игры нужны разноцветные ленточки, можно бумажные. У всех играющих – ленточки; они закладывают конец ленточки сзади за воротник. У пятнашек ленточек нет. Их задача – догнать играющего и схватить его ленточку. Кто схватил ленточку, включается в общую игру, а потерявший ленточку становится пятнашкой.
      Разные виды «Хитрых пятнашек» показаны на рисунках.

Хитрые пятнашки 2

Хитрые пятнашки 2

    • Круговые салки
      Если для детской подвижной игре в пятнашки нужна довольно большая площадка, то круговые салки можно провести даже в маленьком дворе, а занять в игре сможете 10, 20 и даже 30 человек.
      Играющие становятся в круг. Двое стоят за кругом, один против другого. Эта пара и начинает игру. Тот, кто станет на северную сторону круга, получает роль догоняющего, а на южную – убегающего.
      По выбору из числа играющих назначается судья – капитан игры. Он не принимает участия в состязании, а только подает команды и следит за выполнением правил игры. Игра развертывается очень быстро; нарушений может быть много, поэтому у судьи есть право остановить игру и вернуть игроков на исходные места.
      Детская подвижная игра начинается по сигналу судьи. Догоняющий, обегая круг, старается догнать, осалить убегающего. Спасаясь от преследования, убегающий имеет право стать в круг на любое место между игроками. Как только убегающий стал в круг, его сосед справа превращается в догоняющего, а тот, кто был догоняющим, теперь уже сам спасается от преследования. Он может бежать вперед, назад, по своему усмотрению, но только, конечно, по внешнему кругу. Спасаясь, он тоже может стать в круг, и тогда побежит его сосед справа, но теперь уже в роли не убегающего, а догоняющего. А тот, кто догонял, побежит по кругу, спасаясь от преследования.
      Если убегающего осалили прежде, чем он успел стать в круг, он выбывает из игры. Но в том случае, когда играет мало ребят, осаленный становится догоняющим, а тот, кто осалил, становится в круг, и его сосед справа в этом случае получает роль игрока, убегающего от преследования.
      Детская подвижная игра в круговые салки показана на рисунке
Круговые салки

Круговые салки

    • „Коршун”
      По жребию или по выбору ребята сами назначают коршуна и наседку. Все остальные – цыплята. Они становятся в колонну друг за другом. Каждый держится за пояс впереди стоящего. Возглавляет колонну цыплят наседка. Ее задача – защитить от коршуна самого последнего цыпленка в колонне. А коршун налетает на цыплят, его задача – оторвать от колонны этого стоящего в конце цыпленка.
      Для того чтобы помешать коршуну ухватить добычу, наседка, раскрыв руки-крылья, бросается то вправо, то влево. Вместе с ней, стараясь не оторваться друг от друга, то вправо, то влево движется вся колонна цыплят, заслоняя собой последнего цыпленка: ведь коршун может похитить только последнего. А держаться друг за друга крепко нужно потому, что те цыплята, которые оторвались от колонны и не успели быстро соединиться, тоже становятся добычей коршуна.
      Тот, кого коршун захватил, выбывает из игры. Но можно условиться и о другом правиле: когда коршун поймает пятерых цыплят, он сам становится наседкой, а наседка превращается в последнего цыпленка в колонне за то, что она не смогла уберечь своих подопечных от преследования.
      Для того чтобы колонна цыплят держалась крепко, дружно и чтобы во время игры вы не порвали одежду товарищей, советую всем участникам игры подвязаться платками или подпоясаться ремнями. Когда стоящие в колонне будут крепко держаться за ремень впереди стоящего товарища, наседка будет иметь возможность делать более крутые и неожиданные для коршуна развороты. Вот и попробуй поймай тогда цыпленка.
Коршун

Коршун

    • „Айболит”
      Сказку про доктора Айболита, которую написал для ребят Корней Чуковский, знают дети во всем мире. Во Вьетнаме по этой сказке ребята придумали игру, которую назвали «Змея и доктор Айболит». Эта игра очень похожа на нашу игру «Коршун». Как же вьетнамские ребята играют в эту сказку?
      В детской подвижной игре принимает участие 10-15 человек. Один из играющих получает роль доктора Айболита, остальные строятся в колонну по одному и кладут руки на плечи друг другу. Во главе колонны стоит голова змеи. Замыкает колонну хвост. Это самые ловкие ребята.
      Все построились, игра началась. Доктор Айболит сидит под деревом, а змея тихонько шипит и, извиваясь, ползет к месту, где сидит Айболит. Змея должна подползти так, чтобы оказаться лицом к лицу с Айболитом, а Айболит имеет право поворачивать голову направо и налево, как ему угодно, но только оставаться на одном и том же месте. Вот когда змея окажется перед Айболитом, начинается такой игровой разговор:
      – Дома доктор Айболит? – хором спрашивает вся колонна.
      – Дома, дома,- отвечает доктор.
      – Давай лекарство,- хором просит колонна.
      – Для кого?
      – Для ребенка моего,- отвечает хитрый хвост, игрок, стоящий последним в колонне.
      – Дай мне голову змеи.
      – Не дам,- отвечает вся колонна.
      – Тогда беру хвост.
      – Возьми,- говорит голова,- только попробуй, схвати его сам!
      Доктор Айболит быстро поднимается и точно так же, как в нашей игре «Коршун», начинает ловить хвост – последнего в колонне. Голова и вся колонна движутся в одну и в другую сторону, мешают Айболиту, преграждают ему путь. Того, кого Айболит поймал, он сажает под дерево и продолжает ловить последнего в хвосте, пока под деревом не окажется половина змеи. Тогда голова сдается, и игра начинается сначала. Доктор занимает в колонне место головы, голова становится хвостом, а первый, кого сумел схватить доктор, становится теперь Айболитом.
      Но если Айболит не сумел поймать ни одного в течение 3-5 минут, игра останавливается. Теперь голова становится доктором Айболитом, хвост – головой, а доктор – неудачник – хвостом, и игра начинается снова.
      Момент этой детской подвижной игры смотри на рисунке.
детская игра "Айболит"

детская игра “Айболит”

  • „Анаконда”
    Игру «Анаконда» придумали дети Чили. «Анакондой» назвали ее потому, что под этим именем известна огромная змея, которая водится в их стране. Уже по тому, что в игре участвует змея, она напоминает игру в «Айболита», но правила у нее совсем другие и повадка у змеи своя.
    Участвовать в детской подвижной игре могут десятки ребят, но не меньше 15 человек. Меньше будет неинтересно. Поначалу 8-9 играющих берутся за руки и образуют длинную цепь. Эта цепь и есть анаконда. Цепь эта, подражая змее, извивается, внезапно соединяясь в кольцо. Вот этим кольцом она и старается охватить бегающих вокруг нее свободных ребят. Тот, кто попал в кольцо анаконды, включается в общую цепочку. Анаконда растет, цепочка становится все длинней и длинней. Но длинным хвостом нелегко управлять, на свободе остались самые ловкие ребята. Они ускользают от змеи, обманывают ее, неожиданно бегут то в одну, то в другую сторону. Анаконда в свою очередь тоже хитрит, делает внезапные развороты, то останавливается, то свертывается, стараясь обмануть убегающего, поймать, захватить в свое кольцо. Пока кольцо не замкнулось, пойманный пытается ускользнуть сквозь цепочку, но тут ему мешают игроки в цепочке: они держатся крепко, смыкаются плотно, не размыкаясь, делают шаги то вправо, то влево. Но как только кольцо анаконды замкнулось, пойманный игрок прекращает сопротивление и покорно становится в общую цепочку – его поглотила змея.
    Анаконда продолжает ловить убегающих свободных игроков до тех пор, пока свободными не остались трое, они победители. Эти трое получают право образовать новую анаконду. Один из победителей – голова анаконды, второй – шея, третий – хвост.
    Взявшись за руки, они стоят в центре площадки. Все остальные игроки настороже. Они знают, что голова, шея и хвост могут внезапно разомкнуться и начать преследование. Разомкнулись! Шея осталась на месте, а голова и хвост бросились ловить убегающих по площадке ребят. Им нужно нагнать, осалить не меньше шести игроков. Тех, кого они поймали, ставят рядом с шеей. Тело новой анаконды начинает расти. Вот пойман шестой. Голова и хвост занимают свои места, и игра снова начинается.
    Запомните: перед началом игры вся цепочка анаконды, то есть все игроки, что составили тело змеи, выравниваются в одну линию. Остальные и свободные игроки – те, кого будет ловить анаконду,- делятся на две группы: одна группа стоит с одной стороны цепочки, другая – с другой.
    Голова анаконды хлопнула в ладоши. Это сигнал. Игра началась, свободные игроки разбежались.
    Момент игры смотри на рисунке.
детская подвижная игра "Анаконда"

детская подвижная игра “Анаконда”

Буду очень благодарна, если поделитесь статьёй в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Затейник, игры для детей, Папам, мамам:. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один ответ на “Детские подвижные игры из ларчика

  1. Уведомление: Детская игра из Китая «поймай хвост дракона» | Моя Кроха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *