ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

самостоятельность ребенка

самостоятельность ребенка


Воспитание культурно-гигиенических навыков – задача важная, требующая от родителей большого терпения и настойчивости.
В 2-3-летнем возрасте ребёнок начинает тяготиться зависимостью от других. «Я сам» — всё чаще можно услышать от двухлетних малышей.
Ребёнок начинает бурно протестовать во время одевания на прогулку. Он вертится, сбрасывает с ноги с таким трудом натянутый ботинок, пытается уползти или убежать от взрослого. Всё это сопровождается капризами, упрямством, а то и слезами.

Не нужно обвинять малыша! Именно в этом возрасте, в 2-3 года, малыш легко осваивает навыки самообслуживания. Теперь в семье все должны неукоснительно следовать правилу:

ТО, ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ МАЛЫШ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ОН
И ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ САМ

Самостоятельность – одно из главных приобретений ребёнка. Но она не означает устранения взрослых от воспитательного процесса. Напротив, ею необходимо умело и тактично руководить, направлять в нужное русло, закреплять.
Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребёнка: совершенствуются навыки самообслуживания; играя, ребёнок самостоятельно воспроизводит 2-3 последовательных эпизода из жизни; самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках и постройках задуманное). Дети учатся выполнять простейшие трудовые поручения: расставить по местам игрушки, убрать в ящик строительный материал, покормить рыбок и птичек и т. д.
Для своевременного формирования самостоятельности нужно сообщать детям их маленькие обязанности: беречь одежду; не разбрасывать игрушки; охотно выполнять поручения взрослых; не шуметь когда находишься в спальне и т. д.
Воспитывая самостоятельность, взрослый показывает, объясняет (могут быть натуральные действия, например, при умывании), если нужно – часть работы выполняет сам взрослый.
По мере накопления детьми конкретных сведений взрослые меньше показывают, больше предоставляют детям возможность действовать самим.
Так же не следует забывать и о роли примера взрослых в воспитании привычек. Если у ребёнка укрепилась нежелательная привычка, то надо, прежде всего, найти причину, которая её побудила и постараться устранить её. Одно из средств искоренения вредной привычки – замещение её полезной. Нужно помочь ребёнку воздерживаться от плохой привычки, но, ни в коем случае нельзя наказывать.
При формировании навыков поведения и самообслуживания большую роль играет речь взрослого. Взрослый должен способствовать формированию бытового словаря, расширению знаний о предметах, их свойствах, помогать малышам постигать простейшие зависимости, отношения, правила поведения. Например: «Руки моют с мылом, чтобы они были чистыми», «Подожди немного, видишь пар идёт, суп горячий» и т. д.
К 3-М ГОДАМ ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
— здороваться и прощаться с взрослыми, сверстниками;
— употреблять слова, выражающие просьбу (спасибо, пожалуйста);

ВЫПОЛНЯТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРАВИЛА КУЛЬТУРНОГО
ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ И В ПОМЕЩЕНИИ:
— не топтать зелёные насаждения, бросать мусор в определённые места;
— аккуратно пользоваться туалетом и умывальником;
— не выходить из-за стола не окончив еды;
— благодарить после еды;
— не кричать, не мешать другим детям во время игр, за столом,
в спальне, при одевании и раздевании.

На 3-м году жизни совершенствуются навыки еды. Дети едят аккуратнее, хорошо пережёвывают пищу, держат ложку в правой руке. Перед тем как сесть за стол дети должны убрать игрушки и вымыть руки. Крупные куски пищи мельчат, ложку подают вместе с тарелкой супа, хлеб режут на мелкие кусочки. Речевое общение с детьми целесообразно до того как ребёнок начнёт есть. Следует обратить его внимание на блюдо на то, как оно называется.
К 3-М ГОДАМ ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
— опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.

Раздеваться ребёнку научиться всегда легче, чем одеваться. Одежда должна быть удобной для одевания, вещи должны быть вывернуты налицо, аккуратно сложены. Прежде чем помочь ребёнку следует убедиться, что он пытался надеть вещь самостоятельно. Нельзя позволять доставать сразу несколько вещей. Необходимо учить ребёнка обращаться за помощью, излагая просьбу в словах. Разговоры с детьми должны включать информацию: «у Димы пальто, а у Андрея куртка», «пальто на пуговицах, а куртка на молнии» и т.д.

К 3-М ГОДАМ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
-порядок одевания и раздевания;

УМЕТЬ:
— при небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать
пуговицы спереди, развязывать шнурки);
— в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду;
— правильно надевать одежду и обувь (застёгивать большие пуговицы спереди).

На 3-м году жизни у детей совершенствуется навык опрятности. Детей начинают приучать (с помощью и под контролем взрослого) к самостоятельному умыванию, к пользованию предметами индивидуального пользования.
К 3-М ГОДАМ ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
— самостоятельно (с помощью взрослого) мыть руки перед едой, после
загрязнения;
— насухо вытирать руки и лицо полотенцем;
— вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем,
носовым платком, горшком);
— вытирать ноги у входа;
— замечать неопрятность в одежде.

Детей 3-го года жизни привлекают к выполнению посильных трудовых поручений. Не следует прогонять ребёнка или ругать его, если дома малыш «помогает» вам стирать, подметать пол, вытирать пыль, мыть обувь и т.д. нужно поощрять желание ребёнка помочь.
НА 3-М ГОДУ ЖИЗНИ ДЕТЕЁ УЧАТ:
— выполнять (с помощью взрослых) простейшие поручения – принести игрушки,
покормить птиц, собрать бумагу с пола и т.д.

Буду очень благодарна, если поделитесь статьёй в соц. сетях

0

Похожие статьи:

  • Похожих статей нет
Запись опубликована в рубрике Папам, мамам:. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *