Белорусское народное творчество

Конспект комплексного занятия по изобразительному искусству и ознакомлению с окружающей средой для воспитанников старшей группы на тему: «белорусское народное творчество”
Программное содержание:
обобщать знания детей о белорусском народном творчестве, дать первые представления о культуре своего народа;


развивать способности передавать свое отношение к произведениям белорусского народного искусства в изобразительной деятельности;
воспитывать любовь к своему народу, чувство прекрасного.
Материал: льняные салфетки, разноцветная бумага (красная и черная), ножницы, клей, поделки белорусских умельцев для игры “магазин”.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим слайды о нашей Беларуси. (Показ слайдов.) Воспитатель читает стихотворение П. Бровки”Беларусь».
Воспитатель: дети, а знаете ли вы стихи о родной Беларуси?
Почитайте.
(Дети по очереди читают стихотворение Петруся Бровки»дорогая Беларусь»).
1-й ребенок:
Золотистые пространства,
Бесчисленно ясных зорь,
Реки тихие, озера,
Голосистый шумный бора.
Ты нас лаской укрыла
И я в счастье говорю:
«Как ты сердцу моему мило, дорогая Беларусь!”
2-й ребенок:
Не могло мне и присниться,
Как ты, родная, возросла.
Посмотри- Твоя столица
Будто сказка расцвела.
Наша радость, наша сила,
Где для благодарности слов соберу?
Как ты сердцу моему мило, дорогая Беларусь!
Воспитатель: дети, я знаю, что вы очень любите играть. Давайте
поиграем в игру “магазин”. Зайдем в магазин. Посмотрите, сколько здесь различных изделий. Их производят люди. Каких белорусских мастеров вы знаете?
(Воспитанники называют белорусских умельцев).
Воспитатель: давайте будем играть. Я буду продавцом, а вы – покупателями. Но прежде чем купить какую-либо вещь, вы должны ее описать, рассказать, что вы о ней знаете. У меня много разных фигурок и игрушек, но я хочу, чтобы вы купили белорусские изделия. Что ты купишь, Елена?
Ребенок: я хочу купить фигурку Нестерки. Это белорусский пастушок, ходил он по деревням, веселил детей, помогал им в беде.
Воспитатель: дети, кто сейчас найдет среди множества игрушек именно белорусские и назовет их?
Ребенок: я знаю белорусские игрушки: птица-свистулька, баран-свистулька, петушок-свистулька. Их мастера сделали из глины, обожгли глазурью, чтобы они были красивыми.
Воспитатель: какую игрушку ты купишь, Наташа? (Ребенок описывает игрушку из льна).
Воспитатель: теперь послушайте загадки, кто их угадает, тот это и получит.
Всех бужу, хоть без часов хожу.
(Петушок).
Громко-громко взревел царь пущинских зверей.
(Зубр).
Воспитатель: кто хочет купить эту игрушку? (Указывает на глиняную фигуру косца).
Ребенок: я хочу ее купить, это – косарь. У него хорошее лицо, большие руки, видно, что человек трудолюбивый.
Ребенок: я хочу купить куклу Павлинку. Она красиво одета: у нее расшитая сорочка, юбочка, фартучек. Они украшены белорусским узором.
(В это время заходит девочка в Белорусском народном костюме и приглашает всех на посиделки к тетке Анне).
Воспитатель: если приглашают на посиделки, то нужно идти. Возьмем с собой наши изделия. (Дети берут корзины и идут в зал. Там находится изба тети Анны. В ней стоит стол, на столе скатерть, на стене висят расшитые полотенца).
Дети: Здравствуйте в дом!
Тетя Анна: Здравствуйте, дети. Спасибо, что пожаловали ко мне в гости.
Воспитатель: тетя Анна, мы слышали, что к вам собираются всегда люди на посиделки.
Тетя Анна: правда, каждый вечер в моем доме песни, скачки, смех и работа кипит. Павлинка, приглашай гостей.
Воспитатель: как красиво у тебя, тетя Анна. Расскажи, пожалуйста, чем ты украсила свой дом.
Тетя Анна:
Это вот скатерть моя сотканная узором, чтобы стол был устлан праздничным нарядом.
Ребенок: я знаю, что это покрывало. У моей бабушки есть такая. Скажите, пожалуйста, тетя Анна, вы сами ее ткали?
Тетя Анна: да, я ткала ее на кроснах.
Но хватит сказки говорить,
Пора мне вас угощать.
Я тетя- веселуха,
У меня вкусная медовуха.
Кто хочет попить из горлача
Подходи ко мне.
А самого маленького малыша
Я напою из крынки.
А Сережу да Ивана
Я напою из этого кувшина.
А остальных деточек- грибочков,
Напою я из этих кружек.
(Тетя садится за вышивку, запевает белорусскую народную песню. Потом приглашает в хоровод ).
Тетя Анна:
Эх, топну ногой, да притопну второй,
Сколько я не топочу, танцевать, однако хочу.
(Дети танцуют).
Тетя Анна:
Танцевать люблю и петь буду,
А как придет время- работать буду.
Воспитатель: чтобы зря времени не терять, давайте, дети, будем работать.
(Воспитанники берут свои корзинки, достают салфетки и начинают украшать их белорусским народным узором. Во время работы тетя Анна поет свои песни, дети рассказывают пословицы и поговорки про работу).
Воспитатель: тетя Анна, что — то у меня не получается.
Тетя Анна: до еды художник, а до работы кое-как.
Воспитатель:
Языком молоть, не дрова колоть.
А вот детки у меня-умечки,
В них не болят ни ручки, ни плечики.
Тетя Анна: действительно, молодцы, посмотрите, какие красивые салфетки получились. (Тетя Анна берет салфетки и показывает их всем). Так вот, какая работа, такая и плата. (Достает из печи пирог).
Но не гневайтесь, если хлеб не удался – хлеб не заяц, который испекут, такой и дадут.
(Воспитатель берет хлеб).
Воспитатель: Спасибо, тетя, за хлеб, спасибо за посиделки.
Тетя Анна: пусть Вам частенько везет на гости, никто чтобы никогда не имел на вас злости. Не минуйте нашего дома, приезжайте вы к нам, пирогами мы всегда угостим, гости, вас!

Гавриленко А. С. воспитатель первой категории

Буду очень благодарна, если поделитесь статьёй в соц. сетях

0

Похожие статьи:

  • Похожих статей нет
Запись опубликована в рубрике конспекты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *